Все обо всем. Виды амортизаторов

Амортизаторы в подвеске транспортного средства выполняют функцию гасящего приспособления. Именно от них зависит, насколько быстро исчезнет вибрация кузова после прохождения неровностей и ухабов, а так же как надежно колеса автомобиля будут «держаться» за дорогу. Именно поэтому автопроизводители, мастерские и даже обычные автомобилисты (особенно когда наступает необходимость ремонтировать ходовую часть) уделяют повышенное внимание характеристикам амортизаторов. В связи с этим любому водителю важно знать, чем различного рода демпферы отличаются друг от друга.

Исторические факты

Заглянем в историю… На первых машинах амортизаторов не было вообще. Их роль отлично выполняли обычные рессоры — вибрация кузова гасилась благодаря трению стальных листов друг о друга. Но инженерам пришлось конструировать отдельные демпферы (амортизаторы) для безопасности и комфорта, так как скорости экипажей с годами стремительно росли вверх.

Сначала конструкторы представили амортизаторы в виде пакета сжатых фрикционных дисков. Во время работы подвески они с усилием поворачивались относительно друг друга, поглощая энергию вибрации. Но такие конструкции быстро изнашивались и перегревались.

Выход нашли в 20-е годы прошлого столетия.

В качестве рабочего тела начали использовать жидкость, которая препятствовала излишней вибрации автомобиля, перетекая из одной емкости в другую через калиброванные отверстия.

Вообще-то, такого рода гидравлический амортизатор может быть различной формы, но со временем очень популярными стали телескопические демпферы. Они имеют небольшую массу, компактные размеры и в то же время обладают высокой надежностью и прекрасным охлаждением. Такие конструкции устанавливаются на транспортных средствах и сегодня.

Однотрубные демпферы

Однотрубные демпферы представляют собой один цилиндр. Объем штока, который входит в амортизатор, компенсирует камера с газом, отделенная от жидкости специальным плавающим поршнем (иногда мембраной). В связи с этим такие амортизаторы называются газовыми или газонаполненными.

Благодаря одинарным стенкам однотрубные амортизаторы прекрасно охлаждаются, а, соответственно, их срок службы увеличивается. Поэтому «однотрубники» часто используются на спортивных автомобилях.

В таких амортизаторах масло находится под чрезвычайно высоким  давлением (до 30 атмосфер) и никак не контактирует с воздухом, именно поэтому вероятность формирования вредной эмульсии сведена к нулю. Таким образом, для установки такого демпфера подходит любое положение.

Но у газовых амортизаторов есть и недостатки. Первый и самый главный — это низкая эффективность, если сравнивать с двухтрубными, так как перепускные клапаны и отверстия располагаются только на поршне, а, следовательно, их количество и диаметр ограничены его размерами.

А еще однотрубные демпферы боятся повреждений. Например, если камень с дороги попадет на стенку цилиндра, то поршень может заклинить.

«Двухтрубники»

Они состоят из двух цилиндров, которые заключены один в другой. Во внутреннем цилиндре, полностью заполненном маслом, перемещается поршень, который связан штоком с рычагом подвески или кузовом. Внешняя полость выполняет функцию компенсационного объема, куда уходит «ненужная» жидкость, вытесняемая штоком. Гашение колебаний происходит благодаря трению масла при его прохождении сквозь калиброванные клапаны и отверстия, расположенные на дне внутреннего цилиндра и поршне.

Такое устройство считается классическим. Конструкция является эффективной, простой и надежной, а главное дешевой за счет проверенной опытом технологией изготовления.

Но в последнее время «двухтрубники» встречаются редко. Основная причина такой непопулярности — частый перегрев. Двойные стенки препятствуют охлаждению (эффект термоса), и при быстрой езде по неровным дорогам масло может закипеть, и амортизатор перестает функционировать. Этому еще способствует соприкосновение воздуха с рабочей жидкостью во внешнем цилиндре. Из-за повышения температуры в нем образуется вещество, которое ухудшает характеристики масла.

Поэтому «двухтрубники» не устанавливают под наклоном, превышающим 45 градусов, а это часто затрудняет их монтаж.

Комбинированные демпферы

Последнее время эти амортизаторы набирают популярность, так как представляют собой отличный компромисс, если говорить о двух предыдущих устройствах. Комбинированные модели считаются надежными, доступными и высокоэффективными.

Их конструкция напоминает двухтрубный амортизатор. Единственная разница заключается в том, что во внешнем цилиндре вместо воздуха закачен газ под давлением до 3 атмосфер, который и не дает рабочей жидкости вспениваться.

Регулируемые амортизаторы

Этот вид появился в прошлом веке автомобильной истории. В то время у водителей дорогих машин появилась возможность поменять настройки амортизаторов, выбрав спортивный, комфортный или нормальный режим. Сегодня это осуществимо не только вручную.

Современная регулировка демпферов может производиться электроникой, которая автоматически выберет наилучшие параметры в зависимости от крутизны поворотов, качества дороги, скорости и множества других факторов.

На современных автомобилях устанавливаются, как правило, два типа регулируемых демпферов. Первый основан на изменении характеристик при помощи электромагнитных клапанов. Электроника открывает или закрывает их в определенной последовательности, тем самым затрудняя или облегчая жидкости попадание из одной полости в другую. Такую схему предпочитают производители Land Rover, Volvo и BMW.

Во втором типе в качестве рабочей жидкости используется специальное масло. Благодаря воздействию электромагнитного поля, создаваемое магнитом в области перепускных отверстий поршня, элементы масла меняют его вязкость и, конечно же, характеристики демпфера. Такие амортизаторы встречаются на автомобилях марки Audi.

Давайте посмотрим видео о различных типах амортизаторов, их плюсах и минусах:

А вот еще одно видео с тестом разных амортизаторов на дорогах:

В современных машинах, рассчитанных на езду по городу и асфальтированной трассе — вы не ощутите разницы между разными видами подвесок.

Для обычного обывателя вопросы различия демпферов возникают тогда, когда ему приходится передвигаться по бездорожью или ямам. Спортивные авто и внедорожники — вот поле для размышлений и подбора той или иной подвески.

Удачи вам и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.wiz.vsmpo.ru

9 июня, Плехов Константин
Теги: Все обо всем, Масло, Ремонт

Похожие статьи

Каким маслом не испортишь АКПП?
Причины неисправности вариаторов
Почему машина расходует большое количество масла?
Выбор моторного масла
Дизель или бензин. Что лучше?