Все обо всем. Система ESP

Громкий дебют ESP произошел, когда в свет был выпущен первый Mercedes-Benz А-класса, а именно в 1997 году, однако создана система была двумя годами ранее. В проекте Mercedes-Benz А-класса были допущены довольно серьезные промахи, которые привели к тому, что при выполнении ряда маневров и на не самой высокой скорости, автомобиль мог опрокинуться. Такая ошибка конструкторов привела к настоящему скандалу среди европейцев, которые, как известно, просто помешаны на безопасном вождении.

Удачное начало развития

Понятно, что ситуация с Mercedes-Benz А-класса привела к приостановлению продажи этого автомобиля, а те, которые уже успели продать, отозвали из-за таких недостатков.

В тот момент перед разработчиками и инженерами корпорации Daimler-Benz возникла сложная задача — возможно ли на уже существующем автомобиле, без его перепроектировки создать условия, которые будут повышать его устойчивость.

Тогда-то в феврале 1998 года на автомобилях Mercedes-Benz А-класса и была запущена система ESP, которая поспособствовала в значительной степени решению проблемы устойчивости и стабилизации на дороге.

Система ESP имеет главный контроллер, состоящий из пары микропроцессоров, каждый с памятью по 56 Кбайт. Такой системой помимо Mercedes-Benz А-класса обеспечены и S- и E-классы. Лидером по производству ESP является Bosch. Его системами также пользуются и другие мировые автопроизводители — BMW, Volkswagen, Porsche, Audi.

Что же такое ESP?

ESP называется электронной программой стабилизации (в переводе с Electronic Stability Programm), но чаще ее именуют системой стабилизации движения. Активация ее работы происходит в момент потери автомобилем управляемости.

Срабатывание системы заключается в притормаживании определенных колес автомобиля, что способствует повышению устойчивости движения на трассе.

Так, к примеру, система начинает работать при сносе передних колес на заднюю траекторию во время выполнения правого поворота. Здесь система станет притормаживать заднее внутреннее в повороте колесо, идущее по малому радиусу поворота (то есть при правом повороте — правое заднее колесо), что приводит к большей поворачиваемости всего автомобиля. Вместе с этим ESP начнет снижать и обороты мотора.

При заносе задних колес автомобиля (снова при правом повороте) система будет активировать торможение переднего левого колеса, которое в данном случае будет идти по наружному большему радиусу поворота. При скольжении всех четырех колес автомобиля система будет сама определять в зависимости от угла и направления заноса, на какие колеса должны сработать тормозные механизмы.

Реакция у ESP можно сказать мгновенная — 20 миллисекунд, кроме того, работает она в любом режиме движения и при любой скорости.

Давайте посмотрим видеоматериал о принципах работы системы ESP:

Новые разработки

В 2006 году компанией Bosch было объявлено о презентации своей усовершенствованной разработки — ESP Premium. Самым значимым ее отличием от предшественника стало увеличение количества нагнетателей тормозной жидкости с двух до шести. Такое увеличение позволило повысить точность дозирования жидкости в цилиндрах, а также повысить скорость реагирования системы. Кроме того, разработка ESP Premium будет работать в совокупности с системой адаптивного круиз-контроля (Adaptive Cruise Control).

Понятно, что сама по себе система ESP работать не будет, главным в автомобиле «защитником» все же остается система ABS, к которой с недавних пор, как дополнительную опцию, многие автопроизводители стали добавлять и систему ESP. Такой подход, к слову сказать, не совсем корректен.

Система эта со временем становиться все более доступной, а значит и нет необходимости относить ее к разряду «элитных» новинок.

Кроме того, с конца зимы 2009 года все crash-тесты в системе Euro NCAP довольно ощутимо ужесточены. Произошло это в силу того, что максимальные пять баллов при прохождении тестов различного уровня сложности стало получать все большее и большее количество автомобилей, что привело к пересмотру критериев прохождения тестов и в обязательные условия включили наличие в базовой комплектации автомобиля системы ESP.

ESP на сегодняшний день считается самой эффективной системой автомобильной безопасности — это неоспоримый факт, но все же и ее возможности могут быть ограничены рядом обстоятельств. В первую очередь — это законы физики, с которым не могут тягаться никакие, даже новейшние системы электроники. Так что, если даже на вашем авто установлены суперновые, суперсовременные, суперэлитные системы безопасности — они не смогут вам помочь, если вы не знаете слов «Умеренность вождения».

Удачи вам, будьте аккуратны и соблюдайте ПДД.

В статье использованы изображения с сайтов www.student.km.ru, www.aniol.pl

18 августа, Плехов Константин
Теги: Аксессуары, Безопасность, Все обо всем, Маневрирование

Похожие статьи

Опасности автомобильной электроники
Выбираем правильные щетки для дворников
Какой алкотестер выбрать?
Болты с секретками на гос. номер
Автомобильная электроника