Вибрация в автомобиле

Вибрацией называются механические колебания, сопутствующие работе любого механизма. В основном она возникает под воздействием центробежных сил, которые вызваны дисбалансом у крутящихся агрегатов или большой разницей в массе вращающихся деталей. Автоинструкторы расскажут нам, что такое вибрация и откуда она появляется.

Причины дисбаланса

Дисбаланс — это неуравновешенность, которая вызывается из-за неравномерности распределения материала в детали, если ось её вращения не будет совпадать с центром массы.

Общий дисбаланс возникает в том случае, если несколько деталей агрегата находятся в когерентном дисбалансе.

Причины возникновения дисбаланса делят на три основных типа:

  • Конструктивные. Вызваны особенностями конструкции. Так, в ободе колеса присутствует вентиль, позволяющий накачивать шины; его масса нарушает уравновешенность колеса.
  • Технологические. Они связанны с отклонением от размеров и параметров детали, которое позволяет обеспечивать её заменяемость, что в конечном итоге упрощает ремонт или замену агрегата. Оно технологически допустимо. Однако, иногда общая неуравновешенность деталей, отбалансированных отдельно, может стать причиной повышенной вибрации в автомобиле.
  • Эксплуатационные. Вызываются неравномерным износом деталей, различные деформации, изнашиванием виброизоляторов.

Виброизолятор — это элемент крепления детали (иногда их называют подушкой или опорой), который снижает вибрацию. В его конструкцию обычно входит арматура и резиновый массив.

Балансировка

Полностью убрать тряску невозможно, но уменьшить её до разумных пределов — возможно и нужно.

Для этого применяют балансировку деталей. То есть, находят у неё «тяжелую» сторону, вычисляют величину массы, которая вызывает дисбаланс и облегчают тяжелую или утяжеляют противоположную сторону, в зависимости от каждого конкретного случая.

Способы балансировки

Важность балансировки колес можно понять из видеоматериала:

Статья о вопросах шиномонтажа.

Статический способ

Он проходит без принудительного вращения несбалансированной детали. Это достаточно простой способ, он не требует специализированного оборудования, поэтому доступен даже в гаражных условиях, но не способен полностью устранить дисбаланс. Особенно эффективен на коротких деталях со сравнительно большим диаметром. Их обычно балансируют:

В«подшипниках» или на «признаках». Деталь под действием силы тяжести вращается и самоустанавливается таким образом, что тяжелая сторона находится ниже оси.

На «подвесе/опоре». «Тяжелая» сторона детали перевешивает, и она отклоняется от горизонтального положения.

Первый метод считается точнее, но он применяется только к деталям с цилиндрической формой опорных поверхностей.

Динамический способ

Предусматривает принудительное постоянное вращение детали на особом оборудовании. Способно удалить все причины дисбаланса, и применимо для деталей любой жесткости, размера и формы.

Величину массы, которую необходимо удалить для устранения дисбаланса, при первом способе определяют опытным путем, а во втором — обычно высчитывает компьютер.

При облегчении у «тяжелой» стороны удаляют часть материала высверливанием или любым другим механическим способом. Так балансируют маховики, коленвала, тормозные барабаны из чугуна, ступицы колес.

Если «лишний» вес невозможно убрать без потери прочности детали, тогда утяжеляют противоположную сторону, присоединяя к ней грузы, клеем, сваркой или на пластинчатых пружинах. Так поступают с тормозными барабанами, сделанными из легких сплавов, дисками сцепления.

Удачной вам балансировки и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.carroceriasgene.com

10 февраля, Плехов Константин
Теги: Вождение, Мастерство, Ремонт, Сделай сам, Шиномонтаж

Похожие статьи

Как продлить жизнь кондиционеру в автомобиле?
Что делать если заглох автомобиль?
Уход за ремнем ГРМ
Советы по балансировке колес
Действия при повреждении радиатора