Сцепление автомобиля

Сцепление выполняет функцию удерживания крутящего момента, а вовсе не лошадиных сил, как некоторые считают. Кстати, об этом наглядно свидетельствует тот факт, что большинство производителей указывает именно показатель максимального крутящего момента, а не мощности на своих изделиях. Автоинструкторы помогут разобраться в данном вопросе.

Рекомендации

В большинстве случаев целесообразным выглядит использование обыкновенных органических дисков до тех пор, пока чего-то посерьезнее не потребует крутящий момент.

Для машины, которая больше всего времени проводит на улицах города, а вовсе не на каком-нибудь треке, установленный четырех или шести лепестковый диск выглядит как ненужный пафос — пользы никакой, а лишняя нагрузка добавляется.

Весьма распространенным является ошибочное мнение, говорящее о том, что пружины у лепестковых дисков якобы понижают жесткость «захвата». В реальности это совершенно не так. Дело в том, что пружины на любом диске предназначены для того, чтобы амортизировать или, иначе говоря, гасить колебания от трансмиссии и коленчатого вала. Чем они, собственно, и занимаются.

Таким образом, основное отличие органических дисков от лепестковых заключается в том, что последние позволяют поддерживать более высокий показатель крутящего момента, что не свойственно дискам органическим. Из сказанного можно сделать вывод о том, что многолепестковые диски обладают хорошими характеристиками, тем не менее, имеют свои минусы. Среди основных можно назвать следующие — шум, вибрация, а также довольно быстрый износ, наблюдающийся на компонентах трансмиссии.

Теоретическая часть

Диск сцепления представляет собой ведомую часть трансмиссии, и именно диском воспринимается крутящий момент, передаваемый от двигателя.

Инструкторы по вождению расскажут, какие бывают варианты исполнения диска сцепления, а также перечислят возможные плюсы и минусы:

Органические диски 

Иначе говоря, это диск, снабженный накладками, выполненными из органических волокон и разных смол. В большинстве случаев именно такими дисками снабжается стандартная, базовая комплектация автомобиля. Он довольно-таки прост, наиболее дешев по своей конструкции, но довольно удобен в эксплуатации, что обеспечивается за счет демпфирующих пружин. 

К плюсам такого варианта стоит отнести невысокую стоимость, простую конструкцию и удобство при эксплуатации, тогда как к минусам — маленькую живучесть при больших нагрузках.

Два и более органических диска — такой вариант станет решением проблемы ходимости. Такая конструкция будет удобна в использовании на каждый день, а сцепление при этом будет передавать более высокий показатель крутящего момента, если сравнивать с однодисковой конструкцией, что можно смело отнести к числу плюсов. Из минусов назовем возросшую цену, повышенную сложность конструкции и увеличение веса.

Кевларовые диски 

Кевларовый диск — это диск, имеющий накладки из кевларовых смол и волокон. По своей сути однодисковое кевларовое сцепление это не что иное, как следующий шаг в развитии органики. Такая конструкция позволит увеличить используемый ресурс, сделать деталь менее восприимчивой к перегреву, что, в свою очередь, позволяет повысить показатель передаваемого крутящего момента, а это, конечно же, скажется на конечной стоимости изделия. 

Таким образом, несомненные плюсы — повышение ресурса и увеличение нагрузок, а минусы — необходимость обкатки и возросшая цена. 

Керамика

Керамический диск — диск, оснащенный накладками из металлокерамики. Уже однодисковая конструкция способна передавать весьма солидный крутящий момент, что осуществляется за счет кратковременного замыкания маховика и диска сцепления. Такой процесс вызывает возникновение ударной нагрузки на трансмиссию. Встречаются разновидности керамического однодискового сцепления, оснащенного демпферами, что позволяет понизить ударные нагрузки, правда такое понижение является очень незначительным. Таким образом, к плюсам такой конструкции отнесем возможность работы с высоким крутящим моментов, простоту, а также более низкую восприимчивость к перегреву. 

К минусам — возрастающую стоимость, более высокие нагрузки, падающие на трансмиссию, значительный износ маховика, понижение комфортности в эксплуатации. 

Двухдисковое керамическое сцепление — в некотором роде напоминает работу двухдискового органического сцепления тем, что наблюдается небольшое проскальзывание дисков. Такая конструкция позволяет использовать более высокие показатели крутящего момента, но является достаточно дорогой и сложной, выдает, как и предыдущий вариант, повышенные нагрузки на трансмиссию, а также повышает износ маховика и снижает комфорт при эксплуатации. 

Карбон

Карбоновый диск — представляет собой диск, выполненный на основе композитного углеволоконного материала, с добавлением некоторого количества кевларовых волокон, а порой и керамики. Сам диск зачастую тоже выполняется и карбона. Такое сцепление демонстрирует высокие показатели коэффициента трения при грамотно подобранном материале маховика, а как следствие — повышение передачи крутящего момента. За счет использования в конструкции карбона, износостойкость всей конструкции увеличивается, причем значительно — почти что в три раза, если сравнивать с органикой.

К плюсам отнесем сравнительно небольшой вес, передачу повышенного крутящего момента, а также устойчивость к перегреванию и простоту конструкции. 

Однако такое сцепление отличается более высокой стоимостью. Многодисковое карбоновое сцепление — среди преимуществ снова можно назвать высокую управляемость, повышенный крутящий момент. При всем при том, конструкция становится еще более сложной и дорогой.

Общее требование к данному узлу вашего автомобиля заключается в наличии постоянного коэффициента трения и передаче крутящего момента, причем не зависимо от степени износа и температуры.

Видеосюжет об устройстве сцепления автомобиля:

Удачного вам подбора комплектации автомобиля и аккуратной езды!

В статье использовано изображение с сайта www.competitiontransmissions.com

10 января, Плехов Константин
Теги: Автомобили, Все для новичков, Все обо всем, Мастерство, МКПП, Ремонт

Похожие статьи

Обман на СТО
Что делать, если заклинило замок зажигания?
Проверяем дисковые тормоза
Зачем чистить радиатор?
Какие инструменты нужно возить в автомобиле?