Немного о полном приводе…

Полный привод, Haldex, Torsen…Действительно ли он настолько хорош, как говорят?  Зачем он нужен и как работает? На все эти вопросы отвечают инструкторы по вождению.

Немного о полном приводе…История дифференциала

Некоторые историки датой появления такого привода называют 1900 год. Но, по словам автоинструкторов, эпоха полной трансмиссии была открыта все-таки чуть позже, с появлением Audi quattro в 1980 году. А через пять лет в свет вышел Volkswagen Golf Syncro, на примере которого автопроизводители доказали, что межколесный дифференциал возможно легко заменить муфтой.

Дифференциал представляет собой элемент, который делит между полуосями колес (правого и левого) крутящий момент, идущий с трансмиссией от мотора. Благодаря работе данного устройства скорость вращения полуосей сохраняется на одном уровне. То есть, если одно колесо крутится быстрее (например, при пробуксовке на льду), второе начинает вращаться медленнее, пока полностью не остановится.

Для полного привода требуется как минимум три дифференциала: межосевой и два межколесных. Но вместо центрального можно поставить муфту, как на многих кроссоверах.

Отдельные полуоси можно заменить цельной осью, но тогда внутреннее колесо на любом крутом повороте будет проходить расстояние меньше. А ведь быстрота требуется внешнему. В противном случае из-за «подволакивания» пострадает устойчивость машины, ее управляемость, да и внутренняя покрышка будет изнашиваться намного активнее.

Устройство дифференциала

Чтобы создать простейший подключаемый полный привод, требуется по два дифференциала для каждой оси. Так водитель сможет «подрубить» передние колеса движением селектора или рычага при езде по бездорожью. Подобную схему называют «уазовской» (с чем производители Газа абсолютно не согласны) или part-time (то есть полный временный привод).

Классические дифференциалы для автомобилей базируются на планетарной передаче. Как это работает? Вращение от карданного вала идет на корпус дифференциала. Корпус в свою очередь крутит полуоси через шестерни (или сателлиты), которые друг от друга никак не зависят. Конечная скорость вращения постоянна, несмотря на то, что каждая полуось может крутиться со своей скоростью.

Для бездорожья такая схема подходит отлично, а вот для асфальта это даже вредно. Передние колеса, поворачивая, идут по большему радиусу и крутятся чуть быстрее задних.

Получается, что иногда передние колеса будут не то что помогать движению, а препятствовать ему, в частности когда тяговый момент меняется на тормозной.

К тому же может возникнуть циркуляция мощности, которая повышает нагрузку на трансмиссию буквально до критических значений.

Лучший вариант

Оптимальный вариант — три дифференциала: межосевой и два межколесных. С такой трансмиссией не страшна никакая дорога! Эта схема называется «нивовской», так как именно на Ниве впервые попробовали full-time.

Постоянный задний привод и подключаемый, когда это необходимо, «передок» — схема для многих внедорожников, например, для наших Hunter и Patriot.

Но постепенно full-time уходит в историю. Зачем таскать с собой раздаточную коробку, вторую основную передачу и второй кардан, если используются они только на труднопроходимой дороге?

Но для такого автомобиля характерна не только лучшая проходимость, но и отличная управляемость, в частности в поворотах. Расплата за такие удобства — немалые механические потери и высокий расход топлива. Да и закладывать «полноприводность» приходится уже на стадии проектирования из-за сложности и объемности конструкции.

Старый и привычный Torsen

Torsen способен плавно и быстро увеличивать степень блокировки, четко реагируя на малейшее изменение крутящего момента, который реализуется колесами.

Торсен, надо сказать, дорогое удовольствие, поэтому он используется только на моделях премиум класса.

Центральный дифференциал может блокироваться многодисковой муфтой, которой полностью управляет электроника. На переднем межколесном дифференциале стоит механическая блокировка, а задний ускоряет вращение одного из колес.

«Самоблок» работает лишь с разницей моментов. Если блокировкой «центра» будет заниматься многодисковая муфта, работающая от электроники… Блок управления муфтой для перераспределения момента между осями получает информацию от датчиков, вращения колес, поперечного и продольного ускорений, положения педали газа и руля и от поворачивающего момента.

Такая трансмиссия творит просто чудеса на гоночных и скоростных трассах. Но сейчас ее можно найти только на некоторых моделях, например, на Mitsubishi Lancer Evolution X и Subaru Impreza WRX STI. А вот массовое производство перешло на подключаемый полный привод.

Что такое Haldex?

Конструкция, где вместо вязкостной муфты применяется фрикционная, и где пакеты фрикционов сжимаются с помощью сервопривода, называется Haldex. Первые подобные муфты были реактивными, то есть они реагировали, когда ведущие колеса пробуксовывали.

Постепенно «реактивный» принцип сменился «превентивным», где муфта блокируется, не когда пробуксовка колес уже случилась, а заранее. Происходит это благодаря датчикам, которые передают данные на блок управления. А он в свою очередь уже решает, в какой момент и как сильно заблокировать муфту.

Так что неоднозначность реакций и задержки подключения остались в прошлом.

Эксперты уверены, что полный подключаемый привод (его еще называют полным с муфтой привода задних/передних колес) — отличный вариант для кроссоверов.

Однако здесь есть один минус: диски муфты на сильном бездорожье могут проскальзывать даже во время полного сжатия. А это чревато перегревом.

В итоге…

Эксперты считают, что количество муфт не имеет значение, как и платформа, задне- или переднеприводная. Проходимость и управляемость полностью зависят от проработки основных управляющих систем...

Видео о полном приводе авто и его разновидностях:

Удачи за рулем и ездите аккуратно!

В статье использовано изображение khtk.ru

16 июля, Плехов Константин
Теги: Автомобили, Все обо всем

Похожие статьи

Будет ли введен единый цвет такси
Автомобильные марки и их традиционные цвета
Все обо всем. Привод автомобиля — какой лучше?
Как сэкономить на сервисе?
Как выгодно продать автомобиль с пробегом