13 лет ОСАГО: результаты и выводы

ОСАГО, прожив не очень долго, имеет все шансы исчезнуть, так и не став работающей системой. Автоинструкторы говорят, что удивляться тут нечему, ведь критическая ситуация сложилась уже давно...

13 лет ОСАГО: результаты и выводыОткуда проблема?

Первые тревожные звонки появились в апреле этого года, когда в некоторых регионах продажи страховых полисов практически прекратились. Инструкторы по вождению считают, что причина — подорожание ОСАГО. Именно подорожание привело к снижению спроса на услуги страховщиков и, соответственно, к уменьшению их прибыли.  

Страховые компании, в свою очередь, пошли на различные ухищрения: стали навязывать дополнительные услуги, высчитывать по непонятной схеме коэффициент «бонус-малус», неохотно выплачивать компенсацию водителям и т.п. Именно из-за этого в систему ОСАГО пришлось вмешаться государству и ввести небезызвестный «период охлаждения».

Неудивительно, что за последние несколько лет количество водителей, недовольных ОСАГО, выросло в разы. Так, в России в 2014 году было зарегистрировано почти 24 тыс. жалоб на работу страховщиков, в 2015 году эта цифра возросла до 53,5 тыс. За первый квартал 2016 года количество жалоб уже превысило 20 тыс. На данный момент проблемы с покупкой ОСАГО существуют в 52 регионах РФ.

Водители все чаще стали обращаться к автоюристам, которые выкупают долговые обязательства страховых компаний перед автомобилистами и за определенную плату защищают их интересы в судах.

Спрос на услуги автоюристов — вполне предсказуемое явление, ведь в ряде регионов страховые полисы просто не продают, а водителям навязывают допуслуги. Еще одна проблема, с которой сталкиваются автомобилисты, — перенос места урегулирования убытков специально в труднодоступные места, чтобы получить компенсацию было сложнее.

ОСАГО на бумаге

Получается, что на бумаге полис ОСАГО в сегодняшней форме выглядит достаточно хорошо:

  • учёт различных коэффициентов, в частности скидка за безаварийную езду;
  • высокие выплаты в случае ДТП: до 500 тыс. руб. по здоровью и до 400 тыс. за «железо»; - возможность приобрести полис в электронной форме и т.д.

Но по факту водители платят за ОСАГО больше, а проблем не уменьшается.

Неудивительно, что некоторые автолюбители не покупают страховку, а предпочитают платить штраф, который составляет всего 800 рублей!

Что говорят страховщики?

Страховщики считают, что такая ситуация с ОСАГО сложилась исключительно из-за завышенных требований к работе всей системы и, конечно же, из-за граждан, которые борются за страховые выплаты через суд.

Представители страховых компаний уверяют, что они постоянно подвергаются небескорыстному и массированному давлению со стороны автоюристов. Последние, кстати, только в прошлом году за счет страховщиков получили как минимум 10 млрд. руб. незаконных выплат.

В РСА предлагают следующее:

  • ограничить или полностью запретить деятельность автоюристов;
  • обязать водителей предоставлять транспортное средство после ДТП для осмотра непосредственно страховщику;
  • запретить проводить независимую экспертизу;
  • заменить денежные выплаты после ДТП ремонтом ТС.

По сути, страховщики предлагают сохранить систему, как она есть сейчас, но усложнить жизнь водителям.

По словам Игоря Юргенса, президента РСА, сейчас у страховщиков только 100-процентная убыточность, причем это подтверждается РСА и ЦБ. ОСАГО было прибыльным лишь в начале пути, тариф был рассчитан правильно, аварийность и инфляция были ниже и т.д.

Что делать?

Конечно, страховщики твердят про убыточность ОСАГО. Но если бы ОСАГО действительно приносило лишь убытки, им бы просто никто не занимался. А вот к качеству работы страховщиков существует немало претензий.

ОСАГО убыточен — это легенда и миф, считают многие. По закону 77% собранных премий от страховки должны возвращаться водителям в виде компенсаций. Но где же эти деньги?

По словам других, для решения существующей проблемы нужно в первую очередь повысить эффективность и качество работы страхового надзора, сформировать региональный страховой надзор и упростить процедуру получения страховых выплат.

Более того, система «бонус-малус» должна работать в полную силу. Например, давно пора повысить стоимость полиса для злостных нарушителей.

Обратим внимание, что регулятором рынка ОСАГО считается Центробанк, подотчетный президенту. Поэтому предлагается сформировать единую государственную организацию, у которой было бы эксклюзивное право на продажу полисов ОСАГО.

Кстати, такая система действует в Беларуси.

На первый взгляд, этот подход — оправданный и логичный. Казалось бы, какая разница простому автомобилисту, у кого покупать полис: у частника или государства? Но подобные меры могут запросто привести к тому, что положение водителя станет еще хуже. Что может случиться? Стоимость ОСАГО увеличится, повлиять на цены будет нельзя, так как они установлены государством, а любые разбирательства и тяжбы затянутся на годы.

Где правильное решение?

В конечном итоге складывается непростая и интересная ситуация. На одной стороне — страховщики со своим бизнес-проектом в виде ОСАГО, целью которого является заработать как можно больше. На другой — государство, которое, по-видимому, недовольно, что такие финансовые потоки идут не в казну. Ну а между ними мы, рядовые водители, которые в очередной раз стали разменной монетой.

На заметку

А знаете ли вы, как всё начиналось?

Федеральный закон, обязывающий автовладельцев страховать свои транспортные средства, впервые вступил в силу 1 июля 2003 года. Именно он с некоторыми поправками работает до сих пор.

Но идея ввести обязательное автострахование высказывалась еще в 60-х годах 20 века, то есть в СССР! Что касается Европы, то там страхование автогражданской ответственности существует с 40-50-х гг.

Несмотря на то, что российской системе ОСАГО всего 13 лет, уже сейчас она требует важных и неотложных реформ.

Видео о том, какие проблемы могут возникнуть с ОСАГО:

Безаварийного вам вождения!

В статье использовано изображение с сайта carnovato.ru

21 июля, Плехов Константин
Теги: ОСАГО, Страхование

Похожие статьи

ОСАГО в Сети
Большая реформа ОСАГО: подробности и дата
ОСАГО будет повышаться раз в год
Поддельное ОСАГО: масштаб бедствия
Ремонт по ОСАГО: последние новости реформы