Руль справа и слева — кто прав?

Вы никогда не задавались вопросом: почему в одних странах руль находится справа, а в других — слева? Оказывается, ответов на этот вопрос много, но инструкторы по вождению спешат заметить, что и правосторонняя, и левосторонняя система — правильно.

Руль справа и слева — кто прав?Есть ли логика?

Выбор правосторонней схемы объясняется многими факторами. Автоинструкторы приводят такой пример: правшам удобнее идти справа с грузом на плечах, или, если вы сидите в экипаже или на лошади, то правой рукой контролировать животное намного проще.

Но объяснений, почему страна выбрала левостороннее движение, также много. Например, мужчине проще доставать саблю или меч правой рукой, чтобы ответить на атаку.  

Но если следовать такой логике, то англичане постоянно сражались с прохожими, а в континентальной Франции люди таскали на плечах всевозможные грузы...

История вопроса

Вы обращали внимание, что во время Парада Победы автомобили едут именно по левосторонней схеме. Действительно, исторически «правильным» считается все-таки левостороннее движение, как у англичан. Но доказательств этой теории мало, да и те, что есть, не особо убедительны: в Великобритании была обнаружена каменоломня, где правая часть дороги была разбита сильнее левой. Еще одно доказательство в пользу левостороннего движения нашли на римской монете, где изображены два воина, которые едут по левосторонней схеме.

Согласитесь, не густо… Воины на монету могли попасть чисто случайно, а выезд из каменоломни вряд ли был организован с учетом ПДД.

Даже если наши предки пользовались левосторонней схемой, то почему в более консервативных морских правилах применяется правосторонняя? По морским законам, идущие друг на друга суда должна расходиться левыми бортами. Такого правила придерживаются и в Англии.

Несмотря ни на что, Россия уже много сотен лет использует правостороннюю схему движения. Еще российская императрица Елизавета I в 1752 году подписала указ о том, что на дороге следует держаться правой стороны. Англия же приняла подобный закон лишь в 1756 году, согласно которому повозки при движении по Лондонскому мосту должны двигаться слева. Что касается Франции, то она стала праворульной в 1789 году.

Кого больше?

Сегодня 72% всех дорог являются  правосторонними, а это 66% населения. Получается, на левостороннее движение отводится 34% населения и 28% дорог. Крупнейшие леворульные страны — это Япония, Бангладеш, Индия, Пакистан и Индонезия. Более того, такая схема движения встречается и на других континентах, например, в Северной Америке, в частности на Барбадосе и Ямайке.

Не стоит удивляться, ведь когда-то влияние Англии простиралось на весь мир. После Второй мировой войны бывшие британские колонии просто решили ничего не менять и остались с левосторонним движением.

Но были и те, кто перешел на правый руль. Может, из-за меркантильных соображений или в знак протеста.

Случаи обратного перехода также встречаются. Это Мозамбик, который был португальской колонией с правосторонним движением. Власти страны решили перейти на леворульную систему, так как соседние государства придерживались левосторонней схемы. В 2009 году «правая» Самоа также перешла «на другую сторону», так как 99% автомобилей здесь привезены из леворульной Австралии.

Кстати

В Санкт-Петербурге есть целая улица с левосторонним движением. Но сделано это только в целях оптимизации дорожного движения, а транспортные потоки разделены здесь барьерами.

Видео об истории правостороннего и левостороннего движения на дорогах в мире:

Ездите правильно и аккуратно!

В статье использовано изображение с сайта drive2.ru

11 октября, Плехов Константин
Теги: Все обо всем, Дороги

Похожие статьи

Отсутствие разметки: безопасность или хаос?
Почему мы так ездим или психология вождения
Автомобильные жесты. Что они означают?
Автожесты на дороге
Прилегающая территория