«Вконтакте» с безопасностью, или как автомобили «разговаривают»

Сегодня мы решили поговорить о технологиях коммуникации автомобилей друг с другом и с окружающим миром. А помогут разобраться в этом не простом, но очень интересном вопросе инструкторы по вождению.

«Вконтакте» с безопасностью, или как автомобили «разговаривают»С чего всё началось

Автоинструкторы предлагают представить ситуацию, когда ваша машина заранее знает, что будет за поворотом. Более того, она предупреждает об опасности других автомобилистов, например, рекомендует скорость, чтобы попасть в «зеленую волну» светофоров; следит за вашим самочувствием, оповещает о приближающейся карете скорой помощи… Думаете, фантастика? Уже нет!

Разработка и попытки внедрения беспроводной связи между транспортными средствами и объектами инфраструктуры (ж\д переезды, светофоры и т.п.) начались в 1990 году. Вопрос об «умной» транспортной сети, повышающей безопасность дорожного движения, обсуждается давно. Так, в 1991 году некоторые частные корпорации и государственные структуры объединились в крупное некоммерческое общество ITS America (Intelligent Transportation Society of America). Немного позже подобные компании появились в Европе (ERTICO-ITS Europe) и Японии (ITS Japan).

Объекты инфраструктуры и автомобили, оснащенные средствами интеллектуальной связи, находятся в постоянной связи, что позволяет предугадывать маневры и предупреждать аварийные ситуации — вот идея «умной» транспортной сети.

Однако автопроизводители заинтересовались этой технологией лишь спустя десяток лет. Первооткрывателем стали DaimlerChrysler и BMW. Еще в то время они поставили перед собой цель — к 2020 году создать систему, в которой объединятся все водители, автомобили и инфраструктура. Но тянуть проект вдвоем оказалось довольно сложно.

И в 2004 году была создана организация из нескольких компаний, которую назвали Car 2 Car Communication (Car2X или Vehicle2Vehicle). Сегодня в эту крупную структуру входят такие гиганты автопроизводства, как BMW, Volkswagen, Daimler, Audi, General Motors, Honda, Ford, Mercedes-Benz, Land Rover/Jaguar, Hyundai, Nissan, PSA Peugeot Citroen, MAN, Toyota, Volvo, Tesla; производители электроники Bosch, LG, Siemens; транспортные госучреждения; учебные заведения и другие. C2C — это интернациональная организация, ведь язык общения на дороге должен быть единым для всех.

Как это работает?

Весь транспорт и инфраструктура должны обмениваться информацией, причем в режиме реального времени и круглосуточно.

Чтобы ваш автомобиль начал общение, потребуется лишь бортовой компьютер и антенна для беспроводной связи. Казалось бы, учитывая современные технологии, осуществить это не сложно: GPS-приемник с передатчиком, WLAN-антенна, блок обработки информации, анализирующий координаты движения, замедления и ускорения, срабатывание «аварийки», системы стабилизации, выключение/включение дворников и другой электроники.

Однако не стоит забывать еще об одной важной составляющей — программном обеспечении. Оно должно мгновенно обрабатывать все сигналы и молниеносно принимать такие решения, как трансляция предупреждения на информационные дисплеи или аудиосистемы авто, а иногда и принудительное воздействие на органы управления машины. Такое ПО в теории должно работать почти на уровне искусственного интеллекта.

Внедрение в народ

Несмотря на все возможные трудности, первая система коммуникации уже запущена! ITS Connect, разработанная экспертами Toyota, контактирует с автомобилями и позволяет им всегда быть «в беседе». ITS Connect умеет с максимальной точностью регулировать работу круиз-контроля, уведомлять водителя о приближающихся машинах спецслужб, обеспечивать безопасный поворот на перекрестках или разворот (если они оборудованы средствами связи).

Но и другие автопроизводители не отстают. Шведский концерн Volvo объединился с Министерством транспорта и запустил проект, направленный на борьбу с ДТП на обледеневших дорогах. Как только машина обнаруживает скользкий участок, через внутреннюю мобильную связь Volvo Cars она подает сигнал в центр обработки.

Там формируется предупреждение, которое и идет на другие автомобили, находящиеся в опасной зоне.

В свою очередь General Motors разрабатывает функцию, которая будет предупреждать автомобилистов об опасности обгона с выездом на «встречку». Особо актуальна такая функция при опережении грузовиков, чьи габаритные размеры часто полностью перекрывают обзор полосы встречного движения.

Функция Travolution от концерна Audi позволяет выводить на дисплей расстояние до ближайшего светофора, а также скорость, с которой рекомендуется двигаться, чтобы проехать перекресток на зеленый сигнал. Огромный плюс к организации дорожного движения, а также к уменьшению расхода топлива и сокращению вредных выбросов.

По данным «Американского управления безопасностью движения», подобные системы способны оптимизировать транспортные потоки. Но главное — они способны ежегодно спасать тысячи человеческих жизней.

Минусы системы

Но у системы C2C есть и минусы, и в первую очередь, это цена. Стоимость беспроводного оборудования составляет всего 300-500 долларов. Но если вопрос стоит об эффективной и правильной работе системы, то связью придется оснастить не менее 20% всех автомобилей. Да и объекты инфраструктуры также нужно оборудовать.

Следующий нюанс: как быть с пешеходами, велосипедистами, животными. Современные камеры могут видеть этих участников дорожного движения, но не заранее, а лишь по факту.

Важная часть Сar 2 Car — мототехника. Отметим, что мотоциклисты попадают в смертельные ДТП в 29 раз чаще, чем автомобилисты!

И последнее: как информация будет защищена в автомобильной социальной сети. Для хакеров перехватить беспроводной сигнал и применить его в корыстных целях не составит труда.

Счастливого и легкого пути!

В статье использовано изображение с сайта motorauthority.com

3 апреля, Плехов Константин
Теги: Автомобили, Безопасность

Похожие статьи

Чем опасны плохие амортизаторы?
«Охота» на грузовики
А что в бардачке твоей машины?
«Нежданчик» на дороге
Система CarPlay доступна теперь и россиянам