Обманывают ли нас на АЗС?

Если мы спросим, можно ли обмануть водителя на заправке, думаем многие скажут «да». Но как? Автоинструкторы решили разобраться с таким вопросом: может ли продавец взимать с покупателя комиссию-процент при оплате товаров и услуг пластиковой картой?

Обманывают ли нас на АЗС?Инцидент на АЗС

Вот какую историю нам рассказали инструкторы по вождению, которая произошла в сентябре 2014 года на АЗС в Гагаринском районе Смоленской области на 181 км Минского шоссе (трасса М1).

По пути из Смоленска в столицу мы решили заехать на заправку. Цены приемлемые, АЗС приличная, хотя не принадлежит к крупной сети. Расплачиваться решили пластиковой карточкой. Итак, берем 95-ый на 1800 рублей. Продавец, увидев карту, заявляет, что за оплату таким способом у них берется комиссия. С какой стати? Почему? Мы заявляем, что это незаконно, и российское законодательство подобного не предусматривает. Естественно, продавец никаких подтверждений и доказательств своей правоты представить не смог. Ну и решили мы разобраться с этим вопросом досконально.

Заливаем топливо, протягиваем карту, предупреждая, что информацию мы передадим в Роспотребнадзор. Все действия фиксируем на камеру мобильного телефона.

Подсчитаем!

А теперь пройдемся по цифрам. Стоимость одного литра бензина А-95 на тот момент составляла 34 рубля. На чеке, выданном кассиром, следующая информация: 52,94 литра топлива залито, на сумму в 1799 руб. и 96 коп. Однако на топливо-раздаточной колонке совсем другие цифры: сумма 1755 руб. 80 коп. и 51,67 литра. Круто, что еще сказать!

Получается, что нам недолили почти литр и недосдали 44 рубля. То есть комиссия составила примерно 3%. Более того, в чеке ни о какой комиссии речи не идет.

В этот же вечер факты о ситуации на АЗС были переданы в Роспотребнадзор через обращение на официальном сайте.

Ответ Роспотребназдора

Через какое-то время мы получили ответ от Роспотребназдора, точнее от смоленского отделения. В ответе было сказано, что оператор данной автозаправки была «привлечена к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ». Интересно, по какой статье? И почему только оператор, а не вся фирма?

И вообще имеют ли право продавцы взимать с покупателя комиссию, если оплата товара или услуги осуществляется банковской картой?

Продавцы, нечистые на руку, поступают так, например, для ухода от налогов или отмывания денег. Только представьте, сколько можно накопить денег на счете фирмы, если с каждого водителя брать такую «комиссию». Еще одна банальная причина — это перекладывание расходов за услуги эквайринга на плечи покупателя. Платежный терминал в кассе обслуживается каким-либо банком и берет за это деньги. А продавец не хочет терять эти деньги, поэтому перекладывает подобные расходы на покупателя. Добросовестные продавцы несут эти расходы сами, а вот недобросовестные ищут самые разные уловки.

Разъяснения юристов

Мы на этом не остановились и отправили запросы в несколько организаций с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию с точки зрения российского законодательства. Самый развернутый ответ мы получили от Оглоблиной Екатерины, юриста Princeps Consulting Group.

По ее словам, сегодня продавцы не имеют права взимать с покупателя дополнительные комиссии за товар, оплата которого производится банковской картой. В противном случае продавцы попадают под статью 16.1, пункт 4 и пункт 5 Закона «О защите прав потребителей», то есть несут гражданско-правовую ответственность. Пункт 4 гласит, что при оплате товаров или услуг продавцу запрещено устанавливать различные цены в отношении одного вида товаров (или услуг) в зависимости от способа оплаты наличным или безналичным расчетом. По пункту 5 вышеуказанного Закона для продавца установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение права потребителя на выбор способа оплаты и убытки, возникшие в связи с этим.

Так с 1 января 2015 г. субъекты предпринимательской деятельности привлекаются к административной ответственности.

В статью 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях добавлена часть 4 «О национальной платежной системе», по которой устанавливается административная ответственность за следующие бездействия или действия:

  • неисполнение обязанностей по обеспечению возможности оплаты услуг или товаров посредством наличных расчетов или с применением различных платежных инструментов национальной системы платежных карт;
  • нарушение других прав потребителя, установленных законом и связанных с оплатой товаров или услуг.

Получается, что сюда же можно включить и административную ответственность за установление более высокой стоимости на товар или услугу, которая оплачивается безналичным расчетом. Кодекс РФ об административных правонарушениях за подобное нарушение предусматривает штраф:

  • для должностных лиц — 15-30 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — 30-50 тыс. руб.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица. Что касается органов, которые должны осуществлять производство по подобным делам, то это Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей. Такие же полномочия имеют ее территориальные подразделения и органы прокуратуры.

Таким образом, потребитель, если его права были нарушены, может обратиться в соответствующие органы с заявлением о привлечении продавца к административной ответственности.

Также он может обратиться в суд за защитой права, нарушенного продавцом.

Выводы

Итак, если вы столкнулись с такой ситуацией:

  • зафиксируйте факт нарушения;
  • заручитесь поддержкой свидетелей;
  • напишите продавцу претензию с требованием вернуть сумму комиссии;
  • сделайте соответствующую запись в книге жалоб и предложений;
  • напишите обращение в Федеральную службу по защите прав потребителей;
  • напишите жалобу в банк, который обслуживает вашу карту;
  • можно также написать исковое заявление в суд.

Видео о том, нас обманывают на АЗС:

Удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта gkgtn.ru

27 октября, Плехов Константин
Теги: Все обо всем, Мошеничество

Похожие статьи

Хочешь быть водителем? Сходи к неврологу!
Обман на СТО
Болты с секретками на гос. номер
Как определить пробег б/у автомобиля?
Юридические тонкости покупки авто