Нужно ли избавлять Москву от нелегальных таксистов?

Казалось бы, ответ на этот вопрос однозначен. Нужно! Пора уже изживать этот незаконный, небезопасный для пассажиров сервис сомнительного качества.

Однако, палка, как водится, и в этом вопросе о двух концах. Есть ли, что предложить Москве своим пассажирам в качестве равноценной альтернативы?

Пожалуй, это философское рассуждение можно начать с вполне практической оценки той ситуации, которая сложилась на данный момент в сфере транспортного пассажирского обслуживания в столице.

Основное преимущество частников-нелегалов - это невысокие договорные цены, плюс возможность «поймать» машину практически в любой точке столицы. Низкие цены «бомбил», правда, относительны. Если речь идет об аэропортах и вокзалах, то простое сравнение цен на такси в Домодедово в частной таксомоторной компании и у местных «бомбил» покажет, что в этих хлебных местах цены у нелегалов отнюдь не низкие. Более того, здесь велика вероятность обмана неосведомленного иногороднего пассажира. Провезут к месту назначения самым длинным путем и сдерут втридорога. А как иначе? Ведь, таксисты, работающие у аэропортов и вокзалов, находятся в ведении криминальных структур, вынуждены подчиняться общим «законам» и отдавать большую часть своей выручки. Отсутствие таких нелегальных извозчиков в местах интенсивного пассажиропотока, однозначно было бы благом. Их навязчивый сервис, бесцеремонное обращение, высокие цены и полное отсутствие каких-либо гарантий раздражают людей и дискредитируют московское такси.

Но есть и другая категория «бомбил» – это москвичи и приезжие, которые подрабатывают на улицах столицы и заполняют бреши рынка пассажирских транспортных услуг. Почему бреши? Да потому, что официальные таксомоторные компании не располагают, на сей момент, такими «мощностями», чтобы удовлетворить имеющийся спрос.

Такси в последние годы стало далеко не роскошью, а одной из самых удобных альтернатив метро и наземному общественному транспорту. Сейчас уже фраза «наши люди в булочную на такси не ездят» выглядит, как реликтовое воспоминание о советских временах, когда она была действительно актуальна. Ездят, и не только в булочную, но и в детский сад, школу, на работу, то есть вполне себе используют такси ежедневно именно не как роскошь, а незаменимое средство передвижение. Это удобно. Не нужно толпиться в общественном транспорте и душном метро. Спокойно. Если пользуешься услугами проверенной службы такси, то не страшно доверить и доставку ребенка в школу, и важные документы отправить, и поездки совершаешь с комфортом, который в общественном транспорте и не снился. А за комфорт, к которому человек привыкает очень быстро, не жалко и заплатить. Тем более, что машину подадут к подъезду, не нужно по непогоде тащиться до станции метро и мерзнуть на остановках.

Однако. Спрос в Москве на услуги пассажирского такси столь велик, что те 10000 машин, которыми располагают официально зарегистрированные таксомоторные компании, физически не могут его удовлетворить. Потому и ждать приходится вызванного такси иногда по 40 минут, а то и дольше. Проще выйти на обочину и …поймать «бомбилу». Да, их услугами готовы пользоваться далеко не все. Но, раз существуют те 40-50 тысяч частников-нелегалов, которые ежедневно выезжают на улицы города, то несложно сосчитать, что их доля в обслуживании населения гораздо больше, чем охватывают услуги официальных служб такси. По словам Сергея Собянина, в Москве более 70% транспортных услуг предоставляются незаконно.

Вывод можно сделать вполне однозначный: «бомбилы» лишь частично занимают нишу частных таксопарков, скорее они работают в своей нише и достойной альтернативы на улицах Москвы сейчас не имеют. Их услуги более чем востребованы.

Представьте на минуту, что город в одночасье избавился от таксистов-самозванцев? Пассажирская нагрузка на официальные службы увеличится в десятки раз. При этом, Москва лишена тех минимальных атрибутов, которые позволили бы наладить сервис такси на высоком уровне. Это, в первую очередь, специальные парковочные места, наличие которых значительно облегчило бы работу таксистов, благоприятно сказалось и на качестве предоставляемых услуг, и на удобстве для пассажиров, и привело бы в итоге к снижению расценок. И второе - это полноценная законодательная база, регулирующая деятельность таксомоторных компаний и предусматривающая стимулирование развития официального рынка услуг.

Так стоит ли бороться с частниками, не найдя им достойную замену? Если «бомбилы» существуют, значит это кому-нибудь нужно…

7 февраля