Что нужно для установки гбо: про газ как «на духу»

Газ давно перестал быть диковиной в среде автомобилистов. Однако есть такие, кто даже не задумывался о ГБО. Если вы критически оцениваете электрификацию автопарка страны в ближайшем будущем, а для установки газового оборудования – маловато информации, то я вам выложу все как «на духу». Потому что пока вы сомневаетесь, другие экономят.

Газы!

В качестве альтернативного автомобильного топлива используют два вида газа – метан и пропан-бутан. Вы, наверняка, слышали об этом, но я вкратце пробегусь. Просто от этого зависит тип автомобильного ГБО.

  • Метан – природный газ без цвета и запаха. Скверный «душок» ему придают одоранты. Конечно, он взрывоопасный, иначе было бы невозможно использовать его в качестве автомобильного топлива (CNG). К слову, его октановое число (ОК) – 110.
  • Газ пропан – побочный продукт нефтяной перегонки. С октановым числом у него тоже порядок – 100. Хотя в результате смеси с бутаном, таким же побочным продуктом, ОК несколько снижается. Зато возрастает теплотворность. Таким образом, газы уравновешивают друг друга – один чище, другой калорийней. В итоге получается автомобильное топливо (LPG).

И метан, и пропан – газы, но сравнивать их нельзя. Во всяком случае, +-с точки зрения типа автомобильного топлива: метан – газ сжатый, а пропан – сжиженный. Т.е. метан измеряется в «кубах», а пропан, как и бензин, в литрах (л.).

Чтобы сравнение стало возможным, я приведу их к общему знаменателю. Но об этом чуть ниже, а пока расскажу о газовом оборудовании.

ГБО

Инсталлируя газовую установку в автомобиль, вы получаете параллельную топливную систему, где:

  • Топливным баком является баллон;
  • Топливопроводом – газовая магистраль;
  • За впрыск отвечают газовые форсунки.

Кроме того, добавляется важный элемент - редуктор-испаритель. Его задача – понижать давление, и, в случае с пропаном, преобразовывать сжиженный газ в парообразное состояние.

Процесс преобразования сопровождаются резким снижением температуры: когда сжиженный газ поступает в редуктор, он принимает парообразное состояние. Результат – охлаждение корпуса редуктора, что может вызвать перемерзание.

Чтобы этого не происходило, в редукторе предусмотрен контур, соединенный с системой охлаждения авто. Горячий антифриз проходит по контуру редуктора и подогревает его. Подучается, что для двигателя служит охлаждением, для газа является источником тепла.

Кроме редуктора в комплекте оборудования обязательно есть:

 электроника (электронный блок управления, он же ЭБУ)

мультиклапан (контролирует уровень газа в баллоне)

различные фильтры, дозаторы и т.п.

Все это – от баллона до хомутов может быть под метан или под пропан.

Метан или пропан?

Вы, наверное, замечали, что на метане ездят в основном крупный коммерческий транспорт либо внедорожники размером с бабушкин флигель. Все просто: метан находится в сжатом состоянии. И безопасно храниться он может только в специальных баллонах, которые выдерживают высокое давление – 250атм. Они тяжелые.

Для сравнения:

                                                               Пропановый баллон                   Метановый баллон

Давление                                                           16 атм.                                      250атм.

Вес баллона                                                       22 кг.                                         50 кг.

Вес газа в этом баллоне                                    25 кг.                                          0 кг.

Общий вес:                                                       47 кг.                                         50 кг.

Казалось бы, уровнялись?

Не тут-то было! Помните, я вам обещал привести к одному знаменателю?

                                                                  Пропановый баллон                   Метановый баллон

Сколько газа в баллоне?                                          50 л.                                     10 м³

Расход                                                            11 л на 100 км                        10 м³ на 100 км

На сколько этого хватит?                                    450 км.                                  100 км.

Чтобы проехать на метане 450 км., потребуется 4-5 баллонов – 200-250 кг. в багажнике! Мало кто на это пойдет в повседневной эксплуатации. Еще – сеть метановых заправок значительно жиже сети пропановых. И хотя метан дешевле, в гражданской эксплуатации он неудобен. К тому же стоимость метановой установки раза в два выше

Для коммерческого транспорта, конечно, играют роль другие факторы. Но там и грузоподъемность значительно выше – видели, наверное, сколько баллонов несет на борту грузовик?

Когда экономия на газе превращается в один сплошной поток затрат

Хорошо отлаженное ГБО не требует особых навыков и знаний: автомобиль заводится на бензине, как обычно, потом переходит на газ – за все отвечает электроника. Субъективно вы ничего даже и не заметите. Конечно, последнее верно только в случае, когда установка ГБО делалась профессионалами. Тогда и хлопот не будет.

Все детали должны быть установлены в соответствующие места, закреплены, а если нужно – дополнительно изолированы. Нюансов много, здесь можно посмотреть, как это правильно должно быть сделано. Но от этих нюансов, как раз, зависит будущая «беспроблемность» вашего ГБО.

После того как курс валюты у нас вырос (а все комплекты ГБО импортные), переход на газ стал ощутимой инвестицией. Поэтому лучше сделать один раз у надежных установщиков, чем у знакомых «на гаражах» и потом получить в довесок к экономии на топливе череду бесконечных ремонтов. В лучшем случае – ремонтов ГБО, а в худшем – и самого двигателя.

Ни жезла вам, ни гвоздя!

Сергей Калиниченко, мастер по ремонту ГБО

19 августа, Рекламная статья