Автобан в условиях вечной мерзлоты

Перед российскими автодорожниками поставлена непростая задача: научиться строить на Севере. Пройдя эту школу, потом прокладывать автострады можно будет везде. Подробнее об этом читайте в отчете автоинструкторов прошедшем в Якутии форуме «Дороги России ХХI века».

Когда Анатолий Чабунин, глава «Росавтодора», сказал на прошедшем в Якутии форуме «Дороги России ХХI века», что 60 процентов территории РФ — зона вечной мерзлоты. Для многих это стало если не открытием, то напоминанием того, как непросто тут прокладывать дороги.

«Учиться» решили на участке федеральной трассы «Вилюй», которой планируют соединить Иркутскую область с Якутией. Расстояние не из малых — более двух тысяч километров, причем половина из них — автозимники, где не проехать ле том.

Решений или проектов, какой должна быть трасса, несколько. Выбор за тем проектом, который одобрят ученые-мерзлотоведы. Кроме того, максимально будет учитываться применение новых технологий. «Росавтодор» при прокладывании трассы «Вилюй» не останется в гордом одиночестве: к работе подключаются Минэнергетики РФ и крупные нефтяные ком пании — они, пожалуй, самые заинтересованные в нормальных дорогах, по крайней мере в тех, что находятся в пределах федеральной трассы.

Перспектива, которую озвучил председатель «Росавтодора», впечатляет: к 2018 году автодороги всей России должны соответствовать нормативам.

Это еще не означает, что российские трассы все «оденутся» в асфальт. Часть из них будет пока без него, но, по крайней мере, гравийное покрытие обретет точно. Нельзя забывать, что и на это покрытие существуют свои технологии, сроки и лимиты.

Да, в идеале, повсюду проложить асфальт пока не получится. Все из-за вечной мерзлоты: то есть сотни тысяч километров тысячелетия промерзлой земли закатать в асфальт — не шутка. И опыта прокладки таких трасс в мире крайне мало. А тот, что есть, подтверждает несовершенство технологии: срок эксплуатации без сучка и задоринки не более четырех лет.

Перед наукой и производством сегодня уже поставлена задача найти и разработать соответствующие материалы и методики. Об этом говорит Владимир Попов, начальник Управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования «Росавтодора».

Его мнение: будущее строит ельство автодорог — за тонкослойным покрытием композитными материалами. Специалисты обещают уже в 2013 году включить такие материалы в СНиП. Принципиально новое покрытие автотрасс, проходящих по вечной мерзлоте, должно отвечать основному требованию — высокой износостойкости.

Сегодня, по статистике, зимой половину северных дорог рвут 50-градусные мор озы. Не лучше и летом: из-за оттаивания вечной мерзлоты «проваливаются» огромные участки трассы, а то и вся она.

Насколько серьезно правительство взялось за автотранспортные дороги Дальнего Востока, понятно из комментария министра транспорта РФ Максима Соколова, который подчеркнул, что поскольку инфраструктура дальневосточного региона напрямую связана с транспортной системой всей России, а в последнее время наблюдается почти двукратное увеличение грузопотока, продвижение автотрасс на Восток — одна из основных экономических составляющих сегодняшней России.

Александр Полещук, заместитель полпреда президента страны, отметил другой важный аспект, касающийся прокладывания автодорог за Уралом: дороги необходимы для сохранения целостности страны и ускорения заселения Сибири и Дальнего Востока.

Прошедший в Якутии форуме «Дороги России ХХI века» стал основанием, как сказал Максим Соколов, для коррекции Стратегии развития транспортной системы России. Уже к осени обновленный документ передадут правительству РФ с тем, чтобы до конца года отредактированная стратегия была принята.

Безусловно, все комментарии и заявления чиновников смикшировали тот негативный привкус, который остался у всех участников от состояния дорог в Якутии: они, мягко говоря, вопиют о помощи. По словам депутата Госдумы Александра Васильева, который руководит общественным движением «Убитые дороги», «проехав по федеральной трассе «Лена», он понял, что сложнее дороги еще не встречал.

 «Досталось» и остальным участникам автопробега, среди которых было немало руководителей разных подразделений «Росавтодора»: они «попробовали» дождь, когда трасса превращалась в бурный поток из грязи, попробовали и сухую погоду, при которой над дорогой зависала такая плотная пелена из пыли, что иной раз едва можно было увидеть капот автомобиля.

Только факты. В Якутии, площадь которой составляет три миллиона квадратных километров, проложены 25 тысяч километров дорог и зарегистрировано более 200 тысяч автомобилей. При этом 70 процентов трасс — автозимники.

Безусловно, тут прокладывать дороги непросто. И не только из-за зимних -50 градусов. Очень мешает короткий теплый пе риод: в мае грунт раскисший от оттаявшего снега, а в октябре асфальт уже замерзший. Не решает пока проблему даже мощная дорожно-строительная техника, выставленная на обозрение в дни форума. Не зря сокрушался глава региона Егор Борисов, отметивший, что эти хорошие машины станут на прикол, едва наступит осень.

Но, и это было очевидно, никто не собирается опускать руки: даже за короткий теплый период можно сделать достаточно. Были бы, как говорят, ден ьги. А они есть: в 2011 году на реконструкцию улично-дорожной сети Якутска быделено более полутора миллиардов рублей. Сумма беспрецедентная.

Ее хватило на покупку собственного асфальтного завода, и дорожники перестали ощущать нехватку материала, потому и без авралов, выдерживая весь технологический цикл, проложили около 30 км дорог. Теперь треть столицы Якутии выглядит обновленной. И хотя удовольствие это дорогое, но, как заметил Анатолий Чабунин, что если дешево и быстро, то в результате — всегда плохо.

Глава «Росавтодора» подвел и черту этому форуму-практикуму, сказав, что такой бросок на Север дорог с твердым покрытием — дебют для российских автодорожников.

— Так вплотную с грунтами вечной мерзлоты специалисты еще «не общались», — напомнил Анатолий Чабунин. — Потому нет полной боевой готовности, включая технику и технологию. Зато нет и страха: ну и что, что вечная мерзлота? Надо не бояться ее, а работать.

Просмотрите видеоматериал о федеральной трассе «Вилюй» в Якутии.

Удачного вам автопутешествия, хорошей дороги и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.bylkov.ru

13 августа, Плехов Константин
Теги: Автобан, Автоновости, Вождение, Дороги, Ремонт

Похожие статьи

Платные автодороги
В «нечистых» реагентах миллиарды обитают
Асфальт проверят на целостность
Автоновости 05-09-2011
Автоновости 09-08-2011