ШРУС автомобиля

С появлением автомобилей, имеющих силовой привод на передние управляемые колёса, возникла проблема передачи крутящего момента под значительными углами, ведь теперь ось вращения колеса могла уже очень сильно не совпадать с осью привода.

Если раньше, например в карданных валах, передающих вращение к мостам или задним ведущим колёсам с независимой подвеской, применялись всем известные крестовины, они же шарниры Гука, и это всех устраивало, то теперь их недостатки стали неприемлемыми.

Подобного типа шарнирные соединения должны иметь высокую угловую жёсткость, то есть все пульсации момента будут передаваться без изменений. А одиночные карданные сочленения сами являются генератором подобных колебаний, амплитуда которых пропорциональна углу разворота осей. И если при малых углах, измеряемых единицами градусов, этим пренебрегали, да и требования по вибрациям были гораздо ниже современных, то плавная передача момента на угол порядка 30-40 градусов с сохранением комфорта стала просто невозможной. И понятие равенства угловых скоростей, скрытое в самой аббревиатуре ШРУС, приобрело новое значение. Теперь это равенство должно быть строгим, в каждый момент времени, а не усреднённо.

Виды ШРУС

Не всё то, что принято так называть, на самом деле является ШРУС. Например, используются различные конструкции из спаренных шарниров Гука, где пульсации одной крестовины компенсируются противоположными колебаниями второй. Вибрации здесь значительно уменьшены, но не сведены к нулю. Тем не менее они применяются, поскольку достаточно технологичны в производстве и надёжны, не требуют специальных смазок.

В качестве внутренних шарниров, расположенных со стороны дифференциала моста, часто применяются трёхшиповые конструкции. Здесь их недостатки не так заметны, поскольку углы работы относительно небольшие. К тому же в них легче реализуется возможность изменения длины шарнира, что необходимо по принципу работы вала. Смещение колеса при работе подвески подразумевает разное расстояние от ступицы до приводного редуктора.

Самым совершенным, одновременно наиболее сложным в производстве, является ставший классическим шестишариковый ШРУС, который применяется почти повсеместно со стороны колеса. Здесь передача вращения производится через шарики, скользящие вдоль канавок наружной и внутренней обойм и удерживаемые сепаратором. Обоймы одновременно выступают в роли корпусов ШРУС.

Шарнир закрыт гибким герметичным чехлом, выполненным из качественного полимера или резины, внутри заполнен специальной смазкой. Для смазывания требуются особые противозадирные свойства, обычно обеспеченные наличием соединений молибдена.

Производители

Технология производства шариковых ШРУС очень сложна и требует дорогостоящего прецизионного оборудования. Материалы тоже непростые, это качественная легированная сталь со сложной термообработкой. Отсюда и высокие требования к изготовителю, мало кто сможет выпускать долговечную и надёжную продукцию такого уровня.

Лидерами в производстве ШРУС являются компании GKN (Spidan, Loebro, это одна фирма) и HDK. Надёжные, прочные, очень точно выполненные изделия. Встречаются и другие приличные производители, но их много, и в каждом конкретном случае следует изучить репутацию изготовителя. А также стоит приобретать данные изделия у надежных дилеров.

Помимо самого шарнира, надо обращать внимание на качество пыльника. От применяемого материала будет зависеть долговечность всего узла. Лучше всего, если он изготовлен из современного термопласта.

Эксплуатация

Самое главное в процессе практической службы детали на автомобиле – это сохранение герметичности чехла. Высокая требовательность узла к качественной смазке исключает попадание внутрь воды или грязи. Это очень быстро убьёт шарнир, независимо от его надёжности. Надо как можно чаще осматривать пыльник и немедленно его заменять с промывкой ШРУС, после чего закладывать в шарнир и чехол свежую специальную смазку. Строго по норме, избыток или недостаток не допускается.

При правильном использовании, то есть с сохранением герметичности и без злоупотребления резкими ускорениями при сильно вывернутых колёсах, заложенный хорошим производителем ресурс шарнира может быть реализован полностью, а это не одна сотня тысяч километров пробега.

22 апреля, Рекламная статья