Использование двухмассового маховика в трансмиссии автомобиля

Многие автовладельцы в процессе эксплуатации своего автомобиля могли сталкиваться с необходимостью замены диска сцепления вследствие его износа. Вместе с этим, после снятия с машины коробки переключения передач, на корзине сцепления со стороны двигателя внутреннего сгорания могли обнаружить несколько непривычный агрегат – двухмассовый маховик.

Вместо обычного стального диска с внешним зацеплением для раскрутки двигателя стартёром, имелась в наличии довольно странная деталь, весом порядка 8 – 15 кг, явно состоящая из двух частей, соединённых между собой и способных поворачиваться друг относительно друга вокруг общей оси. Именно эта деталь и называется двухмассовым маховиком. При первом неопытном взгляде, можно было бы подумать, что в ней что-то сломалось, и для того чтобы «починить» её, необходимо, как минимум, приварить первичную массу ко вторичной (именно так они называются), для того чтобы между двигателем и коробкой передач ничего «не болталось». Однако это убеждение как минимум неверно, и последствия подобного «ремонта» могут быть весьма плачевными для всего автомобиля. Чтобы понять, почему это так, можно попробовать на пальцах объяснить назначение сего агрегата и убедиться в необходимости его наличия, но для этого надо ввести такие основополагающие физические понятия, как крутильные (или торсионные) колебания двигателя, масса (или момент инерции в случае крутильных колебаний), жесткость, резонанс и собственная частота системы.

Собственная частота системы – та частота возмущения, при которой возникает резонанс в системе, то есть амплитуда колебаний рабочего агрегата во много раз превышает амплитуду возмущающих сил. Основные параметры, которые влияют на собственную частоту системы – это масса (обратно пропорционально) и жёсткость (прямо пропорционально). В процессе развития автомобилестроения массы многих деталей автомобиля значительно снизились. Снижение массы приводит к возрастанию собственной частоты. В конечном итоге может возникнуть ситуация, когда главный резонанс на входном валу коробки передач возникает в рабочей зоне автомобиля, например на 1500 об/мин, что приводит к значительному росту колебаний в коробке передач, а следовательно к шуму на этом диапазоне оборотов и значительному износу деталей трансмиссии. Как результат – необходимость ремонта коробки передач или её замены уже через несколько тысяч километров пробега.

Использование двухмассового маховика позволяет снизить жёсткость системы за счёт того, что первичная и вторичная массы соединены между собой радиальными пружинами. Вместе с этим собственная частота смещается в область ниже холостых оборотов двигателя, и рабочая область автомобиля находится в зарезонансной зоне.

Таким образом двухмассовый маховик – очень полезный и необходимый агрегат в современном автомобилестроении.

Однако эта деталь тоже может выходить из строя. При больших нагрузках (которые могут возникнуть только при неправильном использовании автомобиля, например при бросании педали сцепления) пружины подвержены деформации и уже не могут выполнять свою функцию на 100%. Поэтому при ремонте коробки передач или замене сцепления, всегда необходимо диагностировать двухмассовый маховик на его работоспособность. Самый простой способ сделать это – проверить свободный угол вращения, фактически угол, на который можно провернуть первичную массу относительно вторичной руками. Этот угол не должен превышать 15° – 20°.

14 декабря, Рекламная статья