Контраварийное вождение. Его принципы

Контраварийное или безопасное вождение предполагает умение предвидеть опасные ситуации, а также правильно реагировать в экстренных ситуациях. Нужно понимать, что никакая современная электронная технология, не сможет заменить реакцию водителя. Лишь сам водитель сможет верно оценить ситуацию на дороге и принять правильное решение для предотвращения аварий. Автоинструкторы рассказали нам о принципах безаварийного вождения, о которых необходимо знать каждому водителю, особенно, если он является новичком в этом деле. Итак, рассмотрим основные принципы безопасного вождения.

Внимание за рулем

Одним из важнейших принципов безопасного вождения является внимательность за рулем. Нельзя разговаривать по телефону, отвлекаться на разговоры с пассажирами, чтобы не спровоцировать опасную ситуацию на дороге. Внимание водителя за рулем может помочь при неожиданном появлении пешехода на дороге. Экстренное торможение возможно лишь при высоком внимании водителя и соблюдении скоростного режима.

Если водитель опытный, то в экстремальной ситуации он сможет среагировать правильно, опираясь на приобретенный навык

А если у водителя маленький водительский стаж, то автоинструкторы рекомендуют пройти обучение контраварийного вождения в автошколе. Также неопытного водителя отвлекают за рулем такие действия, как разгон, торможение, переключение передач, габариты, перестроение и другие. При обучении безаварийному вождению в автошколе специально создают опасные ситуации, отрабатывая и создавая с водителями опытные маневры, которые будут позволять правильно реагировать в минуту опасности.

Правильная посадка

Такая незначительная вещь, как посадка, тоже важна при возникновении аварийной ситуации. Правильная посадка выбирается в зависимости от роста водителя, а также длины его рук и ног. Спинка сидения должна находиться почти в вертикальном положении, то есть угол наклона между спинкой и сидением кресла должен составлять от 90 до 100 градусов.

Прямая спина и шея способствуют хорошей координации и ориентации в пространстве.

Как же определить правильное расстояние от руля? Для этого нужно положить руку сверху руля так, чтобы кисть руки касалась обода руля. Спина водителя при этом должна быть плотно прижата к спинке сидения. Затем нужно взять руль в средней его части, при этом руки в локтях должны быть немного согнуты. Это и будет правильная посадка за рулем, при которой у водителя будет возможность быстро среагировать в экстренной ситуации. Для определения правильного положения ног, нужно надавить на педаль сцепления до упора. Если при этом нога остается чуть согнута в колене, то это будет правильное положение ног.

Работа с рулем

Двигаясь по прямой дороге, расположение рук должно быть симметрично: левая рука держит руль в месте 10 (по циферблату часов), а правая — в месте 2. При отклонении автомобиля от заданной траектории, он сам укажет, куда надо повернуть руль. Но водитель с небольшим стажем вождения может совершить ошибку, долго сохраняя руль в повернутом состоянии, тогда как опытный водитель сразу возвращает руль на место.

В зависимости от дорожного покрытия и скорости автомобиля существуют разные способы выравнивания траектории.

При езде на асфальте при предельной скорости движения прямая езда обеспечивается за счет перераспределения веса рук на руле. Обе руки тянут руль вниз собственным весом. Для того, чтобы сделать поворот, необходимо убрать вес одной руки, и тогда руль сделает поворот в нужную сторону. При езде по льду одна рука опускает руль, а другая сопротивляется, а после поворота поворачивает руль в первоначальное положение. При движении по вязкому грунту руки работают, как партнеры, направляя автомобиль сильными рывками. Для этого требуется немало усилий. При движении задним ходом с разворотом корпуса вправо, держать руль следует одной левой рукой в точке 12. Изменение направления происходит за счет резкого поворота руля и мгновенного возвращения его в исходное положение. Оставлять руль в повернутом положении нельзя. Лучше сделать несколько небольших движений руля в сторону и выравнивать его обратно. На скользкой дороге при экстренном разгоне или торможении, переднеприводной автомобиль начинает «рыскать», у заднеприводного начинается раскачивание задней оси. Чтобы удержать автомобиль на прямолинейной траектории нужно применить рывковые движения двумя руками.

Занос на дороге

Занос на дороге может быть вызван неровностями, сильным ветром, торможением разгоном и другими. Чтобы вернуть направление, нужно руль мгновенно вывернуть в сторону заноса так, чтобы восстановить положение колес по направлению прямого движения. Уменьшатся обороты двигателя, и на задних колесах создастся малый тормозной эффект, способный стабилизировать автомобиль.

После прекращения вращения автомобиля, необходимо повернуть руль в первоначальное положение и выровнять траекторию автомобиля.

У переднеприводного автомобиля при опущении педали газа можно усилить занос, и тогда следует увеличить тягу, чтобы передние колеса смогли «вытянуть» автомобиль из заноса. В этом случае руль не нужно поворачивать в сторону заноса. Для полноприводных автомобилей действия рулем такие же, как для заднеприводных, только педаль газа полностью отпускать нельзя или можно отпустить педаль газа и сразу же снова нажать на нее. Никто при управлении автомобилем не застрахован от неприятностей на дорогах. Но некоторые из них легко преодолимы даже для малоподготовленных водителей. Поэтому нужно учиться преодолевать последствия своих и чужих ошибок, а также ценить и сохранять здоровье тех, кто внутри вашего автомобиля и вне его на дороге.

Предлагаем вам посмотреть один урок контраварийного вождения:

Удачной и безопасной вам дороги!

В статье использовано изображение с сайта www.prezentel-vlg.lookmart.ru

23 апреля, Плехов Константин
Теги: Безопасность, Контраварийное вождение, Маневрирование, Обучение вождению

Похожие статьи

Контраварийное вождение. Техники руления
Азы безопасного вождения. Экстремальное руление
Что такое перегазовка?
Экстремальное вождение. Как трогаться на скользкой дороге?
Уроки контраварийного вождения