Контраварийное вождение. Техники руления

При обучении вождению нас учат лишь основным навыкам и правилам поведения на дороге. К сожалению, практического курса автошколы недостаточно для того, чтобы стать настоящим асом управления автомобиля. Сегодня мы расскажем вам о некоторых приемах контраварийного вождения, которые пригодятся водителям в случае непредвиденной дорожной ситуации.

Экстремальное вождение Часть 2Предварительный захват

Как говорят инструкторы по вождению, положение рук на руле при вождении крайне важно. Особенно это имеет важное значение для прогнозирования критической ситуации.

Известно, что скоротечность развития опасных ситуаций на дороге, особенно на автомагистрали или загородной трассе, требует мгновенной, секундной реакции автомобилиста. Например, если водитель во время движения не готов к каким-либо экстренным действиям, а может быть ему требуется время на подготовку (в частности на перенос руки или обеих рук в оптимальную зону рулевого колеса), из-за такого острого дефицита времени опасная ситуация зачастую превращается в аварийную.

При прогнозировании определенного маневра, автолюбитель может заблаговременно обеспечить нужное положение рук, то есть сделать предварительный захват.

В этом случае перенос одной руки происходит перехватыванием руля или скольжением, а другая рука находится в постоянном контакте с рулевым колесом.

Примеры захвата

К примерам такого предварительно захвата можно отнести следующее (здесь мы применим метод циферблата часов):

  • руки в положении 12-4, если поворот выполняется направо;
  • положение 8-12 при повороте налево;
  • при быстром движении задним ходом левая рука смещается в положение 12, тем самым, давая возможность увеличить обзор из-за разворота тела вправо;
  • при развороте на 180° передним ходом с блокированием задних колес при помощи стояночного тормоза можно перенести правую руку на ручной тормоз, при этом левая рука находится в положении 12;
  • при развороте на 180° задним ходом (так называемом, полицейским разворотом) левая или правая рука смещается в нижнюю зону (положение 6; здесь применяется глубокий захват (локоть направлен вверх) или захват (нестандартный) в нижней зоне (положение 6), чтобы быть готовым к быстрому вращению руля на 360°; перехвата при этом не будет.

Конечно, на практике водители применяют различные нестандартные захваты и действия, которые выбираются индивидуально. Основными критериями такого выбора являются эффективность и целесообразность осуществляемых действий.

Руление одной рукой на скорости

Опытный водитель, как правило, умеет рулить одной рукой, в частности левой, что помогает выполнять сразу несколько действий одновременно: руление, переключение передач или включение стояночного тормоза, который, напомним, используется для блокировки задних колес машины.

К тому же, руление одной рукой при маневрировании задним ходом или при скоростном движении повышает безопасность, так как позволяет увеличить зону видимости сзади за счет разворота тела вправо на 90°.

Техника руления рукой

Надо сказать, что техника руления вкруговую рукой имеет некоторые нюансы. Исходное положение «рулевой» руки — 12. После поворота обода до положения 8 или 4 (это зависит от направления вращения рулевого колеса) водитель должен перехватить обод руля в нижней зоне следующим способом: перекатом руки через кисть, точнее ее тыльную сторону. Такой способ дает возможность развернуть кисть сразу на 180°, при этом, не теряя контакта с рулем. Таким образом, осуществляется переход от тяги вниз к противоположной тяге, то есть вверх.

На транспортных средствах, где расположение рулевого колеса горизонтальное (например, автобусы, некоторые грузовики), такое круговое руление осуществляется перекатом через ладонь. Если автомобиль занесло или его вращает на скользкой дороге, рекомендуется выполнять первый оборот левой рукой. Так вы освободите правую руку для включения пониженной передачи.

Главная хитрость при рулении одной рукой задним ходом заключается в том, чтобы перекат руки происходил в нижнем секторе. Так вы сохраните контакт с рулем при вращении.

Руление двумя руками на скорости

Скоростное руление при помощи двух рук имеет следующие нюансы. Во-первых, оно осуществляется в боковой зоне руля обеими руками, но поочередно. Способ чем-то похож на лазанье по канату. Высокую скорость руления дает непрерывная тяга и так называемый рывковый метод приложения усилий. Смена рук идет при помощи перекрестного захвата.

Чтобы выполнить прием по часовой стрелке, следует принять исходную позицию: руки на 9-3 или 10-2. Далее резко поворачиваем руль вправо, пока обе руки не будут в положении 12-4. продолжаем вращать руль до положения 4, но в то же время переносим правую руку в положение 12, то есть вверх. Захватываем руль перекрестным закрытым захватом. Правой рукой продолжаем вращать руль до «4», а левую руку переносим на «12». И снова перекрестный закрытый захват.

Далее идет вращение руля каждой рукой попеременно. Данные действия чередуются до тех пор, пока управляемые колеса не повернут на необходимый угол.

Заметим, что техника руления при помощи двух рук поможет обеспечить абсолютно любые экстренные маневры. Еще один плюс такого метода: большая скорость вращения руля здесь не нужна. Предельные скорости необходимы лишь для компенсации уже допущенных ошибок, к примеру, для избегания последствий критических заносов и вращений.

Руления двумя руками на высокой скорость дает гарантию безопасности водителя и пассажиров при заносе или при потере устойчивости транспортного средства. Кстати, самый «быстрый» способ заключается в рулении перекрестным захватами на боковой зоне руля.

Видеоматериал о том, как правильно держать руль:

Будьте аккуратны и внимательны при вождении!

В статье использовано изображение с сайта www.helenita.ru

30 сентября, Плехов Константин
Теги: Безопасность, Вождение, Контраварийное вождение, Маневрирование, Обучение вождению

Похожие статьи

Азы безопасного вождения. Экстремальное руление
Что такое перегазовка?
Экстремальное вождение. Как трогаться на скользкой дороге?
Уроки контраварийного вождения
Правильное руление на скорости