Права на цепочке — нарушение или право водителя?
Верховный суд признал незаконным использовать «антикоррупционный» зажим для водительских прав, передавая их на проверку инспектору ДПС. Так что, напоминают автоинструкторы, цеплять корочки на цепочку нельзя.
Передать в руки
Инцидент с цепочкой произошел в Ханты-Мансийске, где на водителя был наложен штраф за административное нарушение. Инструкторы по вождению уточняют, что цепочка здесь выступила в качестве неповиновения требованию сотрудника полиции. Автовладелец отказался отстегнуть документы, на что инспекторы составили протокол и выписали штраф.
Водитель не согласился с наказанием и обратился в Верховный суд, который встал на сторону инспекторов. Суд руководствовался в первую очередь пунктом 2.1.1 ПДД, согласно которому водитель по требованию сотрудника ДПС обязан предъявлять последнему следующие документы:
- водительское удостоверение;
- документы на автомобиль;
- страховой полис ОСАГО.
Еще один документ, на который указал ВС, — это Административный регламент МВД РФ, пункт 26. В нем сказано, что документы при проверке должны передаваться инспектору без обложки.
Таким образом, ВС посчитал, что водитель не выполнил законные требования сотрудника полиции, то есть совершил административное правонарушение.
Причина остановки
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право останавливать ТС и проверять документы:
- признаки нарушений ПДД, установленные визуально или определенные при помощи специальных технических средств;
- наличие объективных данных, что лица, находящиеся в ТС, причастны к совершению преступления, дорожного происшествия или какого-либо административного правонарушения (на основании служебной ориентировки, информации дежурных, других постов ДПС или от третьих лиц);
- наличие данных, что автомобиль находится в розыске или используется в противоправных целях;
- требуется опросить водителя и пассажиров в качестве свидетелей преступления или ДТП;
- привлечение водителя и пассажиров в качестве понятых;
- необходимость использования водителя или автомобиля для оказания помощи другим участникам дорожного движения или работникам полиции;
- проверка документов на право перевозки тех или иных грузов, на право управления ТС, самих документов на автомобиль и документов, удостоверяющих личности всех, находящихся в транспортном средстве.
Видео о том, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить ваш автомобиль:
Выходить или нет?
Выход водителя из своего автомобиля для общения с инспектором является не обязанностью, а правом автовладельца. Однако в некоторых случаях водителю выйти все же придется:
- для устранения существующих в автомобиле неисправностей или нарушений правил перевозки груза;
- при подозрении на то, что водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- при наличии признаков или симптомов болезни или плохого самочувствия водителя;
- для проведения проверки агрегатов и узлов ТС, а также бортовых номеров;
- для досмотра ТС в случае необходимости;
- если водитель или пассажиры ТС представляют опасность для инспектора ГИБДД или подозреваются в совершении преступления;
- для оказания помощи другим участникам движения или работникам полиции.
Отметим, что после остановки инспектор обязан представиться, назвать ФИО, должность, звание, объяснить причину остановки.
Если с вашей стороны было нарушение, то инспектор обязан представить доказательства, в частности видео или фотоматериалы.
Спокойной и удачной дороги!
В статье использовано изображение с сайта konstryktorov.net