Кто ответит за дорожную безопасность?

В последнее время практически каждый день мы слышим о новых нормативных и законодательных актах в области безопасности и надлежащей организации дорожного движения. Казалось бы, это большой плюс, ведь, как считают инструкторы по вождению, менять ситуацию на дороге просто необходимо, причем как можно быстрее. Однако эффекта от всех этих актов немного, пока не появится одна-единственная структура, отвечающая за безопасность на дороге.

Кто ответит за дорожную безопасностьОтветственные структуры

К сожалению, на данный момент нет единого свода правил, четко распределяющих обязанности и права по организации движения на дорогах между органами и ведомствами разных уровней. Сегодня основная нагрузка по данному вопросу лежит на ГИБДД, но автоинструкторы уверены, что ГИБДД явно не справляется.

Да и рядовые автомобилисты им не особо доверяют. По опросу, проведенному в этом году, полное доверие лишь у 1%; 24% затруднились ответить, а вот большинство (75%) абсолютно не доверяют сотрудникам ГИБДД.

Отметим, что у нас есть правительственная комиссия, которая занимается безопасностью дорожного движения. В данную комиссию входят представители 7 ведомств и министерств. Однако собираются они крайне редко, и даже если какие-либо решения принимаются, но они не имеют силы, так как не считаются постановлениями правительства.

К тому же эта правительственная комиссия не имеет достаточно средств для реализации принятых ей решений. Так что получается, что «крайним» остается ГИБДД, хотя формально это контролирующая организация, и она не распоряжается деньгами, выделенными на организацию движения. Деньги находятся «в руках» МВД.

Мнение чиновников

В Минтрансе уверены, что повысить безопасность на дорогах можно, лишь приняв специальный отдельный закон. А вот кто будет отвечать за его исполнения, не понятно. Сам Минтранс заявляет, что это совсем не их функция.

Лидер автомобилистов Виктор Похмелкин заявляет, что существующих законов вполне достаточно. Проблема в том, что между собой они «не дружат». Более того, по мнению Похмелкина, следует создать единый госорган в ранге министерства, чтобы именно он занимался вопросами безопасного дорожного движения и его организации.

А пока за дорогой следят семь чиновников из разных министерств, причем никто их них не несет никакой ответственности, то и ситуация с безопасностью не изменится.

Опыт Европы

Давайте обратимся к Европе, точнее к Европейскому союзу. Там за дорожную безопасность отвечает специальная структура: комиссия по движению и транспорту.

Эта комиссия создает документы, которые предписывают местным организациям, автомобильным производителям и структурам, занимающимся выпуском шин, вводить программы, направленные на транспортную безопасность. Далее эти нормы утверждаются в Европарламенте. Заметим, что комиссия разрабатывает не только долгосрочные, но и краткосрочные планы.

Основная цель работы данного ведомства — перейти к объединенной панъевропейской системе транспорта, которая работает по единому законодательству, а также снижение смертности на дорогах. Кстати, к 2020 году планируется снизить смертность на 50%.

Такая структура хороша еще тем, что туда может обратиться абсолютно любой житель Евросоюза. Рядовые граждане могут подать через Интернет жалобу, дать какие-либо рекомендации, советы или просто информацию о состоянии сферы транспортной безопасности.

Как считают эксперты, именно благодаря работе данной комиссии, за последние 10 лет количество погибших и раненых на дорогах сократилось на 43%.

Какие еще меры повышения безопасности применяются за рубежом?

Безопасностью на дорогах Европы помимо Еврокомиссии занимаются еще две специализированные организации, не являющиеся государственными.

  1. Это EuroRAP или Европейская программа по оценке состояния дорог. Данная организация была образована в 2002 году автомобильной ассоциацией Британии AA, автомобильным клубом Германии ADAC и клубом автотуристов ANWB из Голландии. Эта комиссия осуществляет независимую оценку инфраструктуры и состояния дорог, она также выявляет участки, представляющих опасность, и предлагает, как их устранить. EuroRAP сотрудничает в 27 странах Евросоюза с 65 партнерскими организациями. Это, как правило, государственные органы, министерство транспорта и другие фонды и объединения, которым не безразлична безопасность на дороге.
  2. Еще одна ветвь, работающая в данном направлении, это EuroNCAP или оценка новых автомобилей, функционирующая в Европе с 1997 года. Программа была основана департаментом транспорта Англии при поддержке правительств следующих государств: Франции, Швеции, Германии, Нидерландов. Основная задача данной программы заключается в определении уровня пассивной безопасности машины, которые продаются на территории Евросоюза.

Все эти меры и объединения улучшают организацию движения, а соответственно повышают уровень безопасности.

Придать закону силу

В текущем году в России сразу две структуры предложили перевести ПДД из статуса документа в статус закона. Некоторые депутаты считают, что ПДД на сегодняшний день — это некий подзаконный акт, то есть обычная инструкция для автомобилистов и пешеходов, не более.

Если же этот документ станет федеральным законом, то и заработает он намного лучше и эффективнее.

Такая формулировка вопроса была предложена уже давно. Так в 2006 году «Единая Россия» поручала главе ГАИ изготовить сводный закон, где были бы прописаны не только ПДД, но и несколько актов, которые регулируют дорожное движение. Однако тогда дело дальше не пошло.

Видеоматериал о том, как будет решаться вопрос о безопасности движения:

Будьте внимательны и осторожны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта www.tomsk.ru

27 декабря, Плехов Константин
Теги: Безопасность, Вождение, ГИБДД, Дороги, ПДД

Похожие статьи

Почему езда по обочине опасна?
Немного о железнодорожных переездах
Наказание за непристегнутый ремень станет серьезнее
Движение задним ходом для объезда пробки
Езда «вслепую»: что мешает водителям смотреть на дорогу?