Эвакуация автомобиля и закон

Вы ставите свой автомобиль во дворе, и его вдруг эвакуировали, тогда эта статья для вас, ведь с подобным может столкнуться каждый автолюбитель. Мы спросили автоинструкторов, в каких случаях ГИБДД имеет право забирать автомобиль на штрафстоянку, и вот, что они нам рассказали.

Эвакуация автомобиля и законДело из жизни

Машина была припаркована во дворе дома, где живет ее владелец, и где он прописан, в течение нескольких месяцев. Авто требует ремонта, то есть не на ходу, а вот его внешний вид вполне нормальный. Казалось бы, машина никому не мешает, да и при обучении вождению нас учат, что парковаться нельзя на газоне, а во дворе, где есть место, пожалуйста. Но в нашей истории не все так гладко. Несколько жильцов вышеуказанного дома написали жалобу, чтобы это авто эвакуировали. Есть ли у этих граждан такое право?

Права, может быть, и нет, но это довольно распространенный случай. Ведь данную ситуацию, точнее закон по данному вопросу, можно трактовать двусмысленно, чем и пользуются сотрудники ГИБДД.

Если вы не хотите «доставать» авто со штрафстоянки, то следует точно знать свои законные права, но и не забывать об обязанностях.

Когда машину могут эвакуировать?

Помните, что инспектор имеет право сесть за руль чужого авто лишь с разрешения его владельца или же придется вызывать специальный транспорт. К основаниям для транспортировки ТС на штрафстоянку относят следующее:

  • алкогольное опьянение автомобилиста;
  • у водителя нет на авто документов или ВУ (даже если он оставил их дома);
  • неисправность авто из-за чего ее нельзя использовать;
  • нахождение автомобиля в неположенном месте.

«Капкан у обочины»

Акция под таким названием стала очень популярной. Ее цель — борьба с произволом, и автолюбители вместо молчаливого согласия все чаще отстаивают свои права. В пример можно привести случай с Евгением Выродовым, учителем физики одной из московских школ. Преподаватель, по заявлению службы перемещения ТС, должен заплатить 700 000 рублей за то, что его машина «Ока» находилась на спецстоянке 1,5 года. В трехмесячный срок Выродов не обращался с жалобами, да и попросту не знал об эвакуации своей «Оки». В связи с данным вопросом в поддержку Выродова было решено провести массовую акцию у здания столичной мэрии. 

Как говорят юристы, автолюбители должны отстаивать свои законные права и интересы, ведь большинство эвакуаций машин в России просто незаконны.

Часто можно увидеть, как эвакуация автомобиля происходит на глазах его изумленного владельца. Хотя закон гласит, что задержание авто и его дальнейшее перемещение возможны, когда владелец ТС отсутствует.

Кстати, при эвакуации машины, как и мотоцикла или грузовика, должны присутствовать понятые. Как правило, это второй инспектор или водитель эвакуатора. Бывает, что в протокол об эвакуации вписывают «мертвых душ», то есть выдуманных лиц.

Водитель эвакуатора имеет право заявить, что протокол незаконный или недействителен, если при эвакуации не присутствуют двое понятых. Однако на практике такое случается редко.

Нарушения закона при эвакуации

Заметим, что ТС должно быть эвакуировано только тогда, когда оно препятствует полноценному движению других ТС. Чаще всего эвакуацию проводят для галочки, то есть «цепляют» те машины, которые проще загрузить на эвакуатор. Если авто было эвакуировано незаконно, то водителю нужно написать жалобу в районный суд. Однако жалоба должна быть подана не позднее 3-х месяцев после факта эвакуации. Что касается ГИБДД, то они должны доказать, что ТС действительно создавал помеху, для чего, как правило, прикладывают фотографии с мобильника. Кстати, фото с сотового телефона не могут быть достоверным доказательством, о чем автомобилисты должны знать.

Если автомобилист доказал свою правоту, то деньги за штрафстоянку ему обязаны вернуть. Помимо этого можно требовать компенсацию и возмещение морального ущерба.  

Если водители и дальше будут молча и безропотно мириться с нарушениями закона, то система эвакуации будет продолжать функционировать в прежнем режиме.

Видеоматериал о том, за что могут эвакуировать машину:

Учите законы и будьте внимательны!

В статье использовано изображение all-machine.ru

17 ноября, Плехов Константин
Теги: Буксировка, Вождение, Все для новичков, ГИБДД, Мастерство, ПДД

Похожие статьи

Выезд с прилегающей территории
Немного о железнодорожных переездах
Прекращение эвакуации авто
Обгон тихоходного ТС и сплошная разметка
Неправомерные действия сотрудников ДПС. Что делать?

Комментарии

Дмитрий 01 Сентябрь 2013 в 20:44
Питер. Мою машину эвакуировали с тротуара возле дома. Тротуар очень широкий (около 5 метров), отделён от проезжей части газоном, имеет въезд со стороны проезжей части, другим участникам движения не мешал, пешеходы ходили свободно. На мои доводы ответили, что в "Законе Санкт-Петербурга" прописана обязанность инспектора всеми способами устранить причину нарушения ПДД, т.е. эвакуировать автомобиль, припаркованный не по правилам. Кто знает что за закон такой? И ещё, эвакуация - это услуга. Почему мне навязывают услугу, которую я не заказывал? Тем более, что она ОЧЕНЬ платная?
Константин 01 Сентябрь 2013 в 20:47
Это не услуга. Это последствия нарушения. Штраф плюс эвакуация автомобиля. То есть устранение факта нарушения. И на тротуаре стоять нельзя. Пусть он хоть 10 метров в ширину. Тротуар для пешеходов. Тем более данное место не обозначено как парковка. Вы должны оставлять авто вдоль проезжей части у бордюра. Действия инспектора законны.
Дмитрий 02 Сентябрь 2013 в 10:57
Спасибо!
Константин 02 Сентябрь 2013 в 16:39
Обращайтесь еще!
Dmitry 23 Октябрь 2013 в 20:25
Здравствуйте. Вопрос. Машина с транзитными была эвакуирована с газона во дворе 5 лет назад. Внешне в нормальном состояние. Хочу сейчас найти. Что делать и если шансы? Спасибо.
Плехов Константин 23 Октябрь 2013 в 20:36
Нужно обращаться в ГИБДД. Искать нужно с них.
Dmitry 24 Октябрь 2013 в 15:55
Звонил в службу эвакуации 004 (Питер). Дело в том, что гаи не эвакуируют со дворов. Этим занимается местная милиция (полиция). 5 лет назад была программа по освобождению дворовых территорий от "автохлама". Порекомендовали обратится в местное отделение. Якобы должны быть данные. Прошу ответить, по Вашему мнению машина может находиться еще на какой-либо стоянке или утилизирована? (машина была на тран номерах,) у меня синий ПТС, по месту жительства никаких уведомлений за этот время не поступало. Спасибо, Константин.
Константин 24 Октябрь 2013 в 15:57
Вашу машину не могли утилизировать просто так. Она однозначно где-то стоит. Ищите.
Амин 02 Февраль 2014 в 16:01
Уфа. Все правильно юристы говорят. Сплошное нарушение прав. Сплоченные группировки по незаконному отмыванию денег без квитанций, нарушение правил эвакуации без понятых. Вчера такой был случай с машиной. Будем обращаться в прокуратуру с видеодоказательством.
Константин 02 Февраль 2014 в 16:03
А что за случай у вас произошел?
Ludmila Borisova 14 Февраль 2014 в 22:42
Здравствуйте. Сегодня мою машину эвакуировали на штрафстоянку. В протоколе стоит: игнорирование знака 3.27 (остановка и стоянка запрещена). Да машина стояла на дороге, однако машина стояла после перекрестка, не в зоне пешеходного перехода и не в зоне автобусной остановки и на асфальте нанесена разметка стоянки, но нет знака парковки. И моя машина была не одна обречена на поездку на эвакуаторе!. Поговорив с такими же несчастными они сказали, что инспектор им пояснил, что нет знака парковки и нет перекрестка, за которым стояли наши машины и это не перекресток, а въезд в жилую зону.
Константин 14 Февраль 2014 в 22:42
Знак 3.27 (остановка и стоянка запрещена) стоял или нет?
Ludmila Borisova 15 Февраль 2014 в 19:25
Знак стоял в начале дороги до перекрестка, после которого стояла моя машина.
Константин 15 Февраль 2014 в 19:32
Если знак стоял до перекрестка, то после перекрестка он утрачивает свою силу. Другое дело, если не было выполнено требование: Остановка запрещается: - на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; - на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; - ближе 15 метров от мест остановки маршрут. Если эти правила были соблюдены, то вы можете обжаловать решение инспектора в суде. Советуем также проконсультироваться с юристом, чтобы грамотно изложить свою позицию. Свидетели с вашей стороны есть?
Ludmila Borisova 16 Февраль 2014 в 23:25
Спасибо. Инспектор гибдд ссылался на то, что пересекаемая дорога не является перекрестком, а въезд в жилую зону. Хотя там нет никаких знаков, а на асфальте как я уже писала за этим ''въездом в жилую зону'' разметка для парковки машин. Вот мы и гадаем как должен указываться въезд в жилую зону и как мы должны его угадать?
Константин 16 Февраль 2014 в 23:28
Обычно, въезд в жилую зону никак не указывается. Можно ссылать на ПДД. Я считаю, вам нужно заявлять, что знаков жилой зоны не было - значит перекресток. Там ведь дорога тоже асфальтированная? - В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22... - http://spokoino.ru/pdd/rule/17/ - Перекресток - Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. - Прилегающая территория - Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. Что из этого больше подходит к вашей ситуации?
Алексей 25 Февраль 2014 в 16:53
Здравствуйте. Не увидел из-за впереди идущего крупногабаритного транспорта знак стоянка запрещена. После остановки, осуществляя высадку пассажира и выгрузку багажа, отсутствовал около 5-и минут, так как потребовалось помочь пассажиру отнести тяжёлый багаж. Несмотря на то, что автомобиль не создавал препятствий движению пешеходов и других ТС, автомобиль в моё отсутствие был эвакуирован. Протокол был заполнен ИДПС в моём присутствии уже на штрафстоянке, понятые в протоколе не указаны. Возможно ли опротестовать решение ИДПС (разбор ещё не состоялся)? Мои действия?
Константин 25 Февраль 2014 в 16:56
Скорее всего опротестовать нарушение не получиться, так как факт нарушения действительно присутствовал. Однако, то обстоятельство, что понятых не было - это нарушение. Значит эвакуация осуществлена с нарушением. У вас копия протокола есть на руках? В нем данных понятых нет? Если это так, то ваш путь через автоюриста (для определения пути опротестования протокола и штрафов) в суд. Есть шанс опровергнуть действия ИДПС.
Алексей 25 Февраль 2014 в 20:49
Спасибо за оперативный ответ. Копия на руках. В ней про понятых - вообще ни слова. Да и на сколько я знаю, под знаком 3.28 я могу стоять (осуществлять погрузку-разгрузку, посадку-высадку пассажиров) до 5 минут? Как они без понятых будут доказывать, что я стоял дольше? Мне предъявили только фото на "мыльнице" с моим авто на фоне знака. Да и сам знак, кстати тоже какой-то странный. Если бы проверить ещё и законность его установки.
Константин 25 Февраль 2014 в 20:51
Ну что ж - вам все дороги на обжалование через суд. Но все же пройдите через юриста, хотя бы знакомого, пусть растолкует как и что делать. И так понятно, что заявление в суд. Пишите о ходе вашего дела, будет полезно многим нашим читателям.
Алексей 25 Февраль 2014 в 22:11
Уже начитался в сети о беспределе эвакуаторщиков. Надо их ставить на место. В пятницу еду на разбор и похоже сразу в суд. Результаты отпишу. Обязательно.
Константин 25 Февраль 2014 в 22:12
Беспредел - это точно. Удачи на суде. Пишите, будем ждать.
Алексей 28 Февраль 2014 в 21:21
В общем у меня новости с разбора такие: Давили ГАИшники конечно до последнего. И знак-то вроде как есть, и ИДПС не должна была вовсе даже заполнять протокол нарушения на месте, если меня нет, и вроде даже понятые какие-то нашлись, правда только на протоколе задержания Т/С, который мне и не показывал даже никто. Но вот на вопрос, как они подтвердят моё отсутствие на месте более пяти минут (знак-то 3.28!) ответить им было нечего. Да и в протоколе место задержания указано не совсем верно. Стоял я в кармане по одной улице, а знак привязали к зданию в ста метрах имеющему адресом другую улицу. Уже в конце я вручил им для регистрации жалобу на действия ИДПС, а они выгнали меня писать объяснения от руки. Когда же я через пять минут вернулся в кабинет, объявили мне, что посовещавшись они решили дело закрыть в связи с несущественностью. Документы подготовят в течении трёх рабочих дней и пришлют по почте. Удивлён, мягко говоря. Думал доведут до суда. Теперь видимо надо дождаться нового решения из ГАИ и писать исковое на эвакуаторщиков?
Константин 28 Февраль 2014 в 21:32
Вообщем, признали ошибку, точнее признали факт своего несостоянии доказать вашу вину. Все грамотно предъявили им. Следите за событиями. И просим сообщить о факте получения документов на закрытие дела. Спасибо.
Алексей 28 Февраль 2014 в 21:58
Да. С доказательной базой у них оказалось слабовато. Видимо очень уж торопилась (женщина кстати) ИДПС забрать авто пока хозяин не пришёл. Документы теперь только к концу следующей недели пришлют. Один есть вопрос: с кого теперь требовать возмещение оплаты эвакуатора? С эвакуаторщиков или с УВД?
Константин 28 Февраль 2014 в 22:02
Суд разберется с кого брать возмещение, но я так понимаю, что с эвакуаторщиков, а они в свою очередь с ГИБДД. Теперь я понимаю свою ошибку, когда у меня эвакуировали авто, я давил на другие нормы - на правила установки знака. Совсем забыл в тот момент про 5 минут.
Алексей 28 Февраль 2014 в 22:10
Ну в моём случае вопрос законности установки знака так и остался открыт. В чистом поле, ни въездов, ни выездов, дорога широкая - никаких предпосылок для его установки. Да ещё в летнее время на 100% перекрыт листвой близкорастущего дерева. Разберусь с возвратом денег, буду искать кому кинуть запрос за знак. Спасибо за поддержку.
Константин 28 Февраль 2014 в 22:11
У меня тоже был вопрос перекрытия знака деревом. Удачи вам - обязательно пишите о ходе дела. Спасибо за информацию.
Анна Колесниченко 10 Март 2014 в 15:10
Добрый день. У меня эвакуировали машину, потому что права просроченными оказались, хотя со мной рядом находился мой муж с правами и мы их предупредили что машину отгонит он.
Константин 10 Март 2014 в 15:11
Зачем тогда они отогнали ваше ВУ? Что они ответили на ваше заявление о возможности отогнать ВУ самостоятельно?
Анна Колесниченко 10 Март 2014 в 22:51
"Мы уже протокол написали", - сказали они на моё: "зачем вы это сделали ведь я сказала, что муж отгонит" - они только руками развели типа всё вызвали уже.
Анна Колесниченко 10 Март 2014 в 22:50
Завтра пойду писать исковое заявление в суд.
Константин 10 Март 2014 в 22:51
Вы можете обжаловать решение инспекторов ГИБДД в суде.
Константин 10 Март 2014 в 22:52
Да. Напишите нам о ходе вашего разбирательства. Поможем в процессе судебных дел.
Константин Фролов 28 Сентябрь 2014 в 21:54
Там тротуар, и ст.12.19 часть 3, и пешеходного перехода рядом нет. Завтра заявление будет в прокуратуре.
Константин 28 Сентябрь 2014 в 21:54
Эвакуация осуществлена корректна. Статья указана верно: 12.19 часть 3 - Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи - штраф 1000 руб. / задержание ТС.
Константин Фролов 28 Сентябрь 2014 в 21:57
Они повредили мою машину опоясав ее ремнями. И она не являлась помехой для пешеходов. А рядом 12 машин стояли.
Константин 28 Сентябрь 2014 в 21:58
Данные машины также нарушают правила парковки и по заявлению любого прохожего или жильца дома могут быть эвакуированы. Если тротуар не переделан по закону под парковку, то все сделано верно. Повреждения на авто - доказывайте их, делайте экспертизу, что именно из-за эвакуации появились они. Подавайте заявление в суд, в прокуратуру.
Андрей Кучин 01 Декабрь 2014 в 15:03
Константин, большое спасибо за разъяснение.
Константин 09 Январь 2015 в 21:22
Эвакуация законна - стоит знак. Вы должны, согласно ПДД, убедиться, что совершаете маневр и не нарушаете пункты ПДД. В данном случае вы нарушили правила стоянки авто.
Константин 16 Февраль 2015 в 19:12
Знак, обозначенный черным цветом, под ним есть таблички?
Anastasiya Dudorova 12 Сентябрь 2015 в 14:49
Вы написали что штраф подразумевает эвакуацию, но эвакуация разве не должна действовать только тогда, когда водитель поставил машину в том случае, когда есть знак запрещающи парковку?
Константин 12 Сентябрь 2015 в 14:50
Так вы же сказали, что знак висит на обороте того, который на фото. Сделайте снимок знака на обороте и дорожную разметку в том месте, где было ваше ТС. Комментарии будут после предоставления фото.
Константин 18 Сентябрь 2015 в 11:12
Все отлично. Спасибо, что отписались. Удачи на дороге.
Anastasiya Dudorova 18 Сентябрь 2015 в 11:36
И вам спасибо.
Константин 18 Сентябрь 2015 в 11:36
Обращайтесь, если будут вопросы.
Владимир Гусев 19 Октябрь 2015 в 14:08
спасибо! я успел подойти к машине до ее подъема на погрузчик. Если бы машину увезли, мне пришлось бы потом попотеть, чтобы компенсацию получить по штраф.стоянке?
Константин 07 Октябрь 2016 в 13:00
По ПДД и КоАП РФ за неправильную парковку предусмотрен штраф и эвакуация.
Константин 07 Октябрь 2016 в 13:02
Мое мнение - законна. Почему запрещена парковка ближе 5 метров, потому что она мешает выезду, ТС не дают просматривать дорогу и тем самым создаются аварийные ситуации. Исходя из этого, считаю, что законна эвакуация.
Константин 07 Октябрь 2016 в 13:02
1. Законна. 2. Видимо вам не повезло, позже могли увезти и остальные.