Аварийное торможение вращением

Ситуация, являющаяся крайне редкой, но, тем не менее, остро-критичной, возникает при полном отказе тормозной системы. Современные автомобили оснащены тормозной двухконтурной системой, которая практически наверняка исключает полный отказ тормозов. Но ничего невозможного нет, поэтому если такая проблема возникла, то крайне тяжелых последствий не избежать. Торможение вращением — один из способов аварийного и экстренного снижения скорости. О нем и пойдет речь в нашем продолжении выпуска «Маневрирование».

Аварии, вызванные полным отказом пневматических тормозных устройств, унесли немало человеческих жизней. Связано это с тем, что пневматические тормозные системы не имеют давления воздуха в тормозном устройстве. Старые легковые автомобили, возраст которых превышает 20 лет, зачастую сталкиваются с проблемой, когда происходит разрыв тормозного шланга или дефект тормозного цилиндра колес, кроме того, водитель может просто напросто забыть проверить уровень в бачке тормозной жидкости и тогда также может наступить критическая ситуация.

Стресс — опасный признак

Специалисты утверждают, что определить зараннее отказ тормозной системы можно по ряду признаков, например, возникновение заносов, увод машины во время торможения или ослабления эффекта тормозов. При возникновении такой ситуации появление стресса и шока — неизбежно, так как обычно ситуация пугает своей неожиданностью и остротой момента. Водители, имеющий богатый опыт вождения, среагируют на опасность мгновенно, и многократно будут повторять импульсное нажатие на тормоз, что позволит увеличить давление в тормозах и снизить скорость без нештатных последствий.

Новичок же продолжит изо всех сил давить на педаль тормоза, не отпуская его; результата такие действия не дадут, что вызовет у водителя шоковое состояние, вплоть до остолбенения.

Случается, что удача на стороне водителя и снизить скорость машины можно не особо эффективными способами, например, тормозить двигателем, включив более низкую передачу или стояночным тормозом. Но все же чаще нужно действовать нестандартно для того, чтобы избежать аварии.

Торможение вращением

Такой подход может быть проведен двумя способами — торможением боковым соскальзыванием, о котором мы говорили раньше и торможением с использованием вращения автомобиля. Способ торможения вращением автомобиля считается очень эффективным, так как, используя его, сокращается остановочный путь.

Для того чтобы осуществить прием нужно переводить поступательные движения во вращательные и снижать скорость, используя быстрое боковое скольжение колес задней оси.

Получается, что задние колеса, тормозя, оставляют спиралевидный тормозной путь, что объясняет хорошую тормозную динамику.

Как выполнить вращение?

Торможение вращением подразумевает три последовательных действия. Для начала нужно спровоцировать стартовый импульс вращения, используя при этом включение-выключение стояночного тормоза, при въезде в дугу поворота, импульсное включение более низкой передачи (дроссель при этом должен быть закрыт), контрсмещение или контрзанос.

Далее необходимо дросселированием вызвать пробуксовку и скольжение задних колес, что приведет к интенсивному вращению передних колес вокруг оси. Чтобы получить необходимый результат нужно вывернуть колеса на наиболее возможный угол, а после резко довести до максимума частоту вращательных оборотов коленчатого вала двигателя. Удерживать этот процесс нужно пока автомобиль не развернет на 180 градусов.

Может возникнуть ситуация, когда не получилось полностью завершить остановку, тогда стоит многократно применить вышеописанные действия, пока автомобиль полностью не встанет.

Тормозим всем чем можно

Когда педаль тормоза ушла в пол, а торможение не происходит, не впадайте в панику. Оживить тормозную систему помогут один-два импульсных нажатия, но полностью надеяться на их спасательное действие не стоит, не обнадеживайтесь и пытайтесь тормозить всеми доступными способами — ручником, резким включением ниprих передач, боковым соскальзыванием. После того, как все известные вам способы торможения не достигли должного результата — применяйте вращение, учитывая, что этот прием не вызовет авариной ситуации для других участников дорожного движения.

Посмотрим, как выглядит вращение на практическом примере:

Пример не самый удачный, вращение вышло не из-за отказа тормозов, но сам факт сокращения скорости налицо. За короткое расстояние она снизилась до минимума, так что удар об снег был не так силен, чтобы повредить машину и водителя.

Важно, что если вы никогда ранее не пробовали данный способ торможения, то даже не пытайтесь его выполнить в критической ситуации, результат может быть хуже, чем, если бы вы не пытались его использовать для избежания аварии. Связано это с тем, что, во-первых нужно делать сразу несколько операций высокой технической сноровки, а во-вторых, если не соблюсти все вышеуказанные пункты приема, автомобиль теряет устойчивость, переходит в неуправляемое скольжение боком и может опрокинуться.

Чтобы все делать правильно и наработать опыт, необходимо обращаться на курсы контраварийного вождения. Где-где, а там вас научат выходить из самых сложных и непредвиденных ситуаций.

Удачи вам и безаварийной езды.

В статье использовано изображение с сайта www.autocentre.ua
5 апреля, Плехов Константин
Теги: ДТП, Маневрирование, Мастерство

Похожие статьи

Торможение боковым скольжением
Зачем включать поворотник?
Торможение сносом всех колес
Как предотвратить аварию? Часть 2
Аварийное контактное торможение