Почему мы так ездим или психология вождения

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые постоянно нарушают ПДД, хамят другим водителям, игнорируют элементарную этику и законы вежливости, а другие — само спокойствие и невозмутимость? Автоинструкторы говорят, что дело в психологии вождения!

Почему мы так ездим или психология вожденияДорожная ярость

В курсе обучения вождению недавно появился новый предмет: психофизиологические основы деятельности водителя, где будущих автомобилистов будут учить, например, как выходить из конфликтной ситуации на дороге и как ее предотвратить. Действительно, психическому состоянию водителей последнее время уделяется много внимания. И это не случайно. Уровень агрессии на наших дорогах просто зашкаливает, в результате чего безопасность снижается, а количество аварий растет.

Для многих каждый выезд на дорогу превращается в самый настоящий стресс: пробки, хамство других водителей, плохие дороги… Не удивительно, что люди, сидящие за рулем, не перестают нервничать.

Думаем, вы не раз замечали, что поведение многих резко меняется в худшую сторону, когда они садятся за руль. Вот этот человек на улице: добрый и приветливый, но, сев в машину, превращается в хама. Почему так происходит? Что меняется внутри человека? Сегодня мы как раз и попытаемся в этом разобраться.

Кстати, знаете ли вы, что на Западе существуют целые научные институты, которые занимаются проблемой под названием Road rage или дорожная ярость.

Причины агрессии

Существует несколько причин агрессии, из-за которой на дороге происходят стычки, рукоприкладства и даже убийства.

1. Первая причина — это разделение на своих и чужих

Одних водителей раздражают женщины за рулем (это, кстати, большинство мужчин), других — лица кавказкой национальности, третьих — дешевые машины, четвертых — наоборот дорогие и т.д. И вряд ли вы будете сердиться на человека на таком же автомобиле, что и у вас. И это чистая психология…

Человек устроен так, что его мозг на подсознательном уровне делит всех людей на своих и чужих. Такое разделение нам досталось от предков, когда к печальным последствиям могло привести обычное появление чужого в каком-нибудь племени. Однако в современных условиях ошибочность этих выводов можно легко подтвердить логикой. Если какой-то водитель имеет определенный признак, это не означает, что другой автомобилист с этим же признаком поведет себя точно так же.

Но почему мы делаем поспешные выводы, едва увидев на дороге машину, в которой сидит женщина или темный мужчина в кепке?

Вот что на это отвечает психология: причина такого стереотипного поведения связана с нехваткой информации о людях, как о водителях, так и о пешеходах.

Мы основываемся на этих стереотипах, откладываем у себя в голове ярлыки, и на базе них при нехватке времени проводим оценку окружающего.

2. Вторая причина агрессии на дорогах — это пробки

Сорванные контракты, несостоявшиеся свидания, опоздания на работу и бесполезная трата времени становятся причиной конфликтов. Да и кому понравится сидеть часами в автомобиле, в пыли и духоте?

В этом случае поводы для раздражения очень похожи на те, которые возникают в самой обычной очереди. Например, стоя в очереди в поликлинике или банке, вы не знаете с каким вопросом пришли сюда впереди стоящие люди. Может быть, у них один вопрос, а может больше. То есть вы не можете точно определить, сколько времени вы здесь пробудите. Мы опять лишены информации! Чем ближе подходит наша очередь, тем ее важность для нас больше, так как мы потеряли на это уже достаточное количество времени. И очень неприятно, когда кто-то пытается пролезть вперед вас. С приближением к своей цели раздражение нарастает.

То же самое происходит в пробках, особенно когда впереди стоит большой автомобиль, и нет возможности увидеть, что происходит дальше. Кроме «эффекта очереди» раздраженность за рулем происходит из-за неправильной оценки своих собственных сил.

По данным некоторых исследований, большинство водителей утверждает,  что их навыки вождения выше среднего уровня. При этом автомобилисты считают, что агрессии на дорогах становится все больше и больше. Получается, что хороших водителей больше, но они злее? Парадокс какой-то…

По словам психологов, водители просто переоценивают свои навыки! Как часто за рулем вы ругаете других: «Да кто так ездит!», «Вот дурак!» и т.д.? А ведь, может быть, дурак совсем не другой, а именно вы. Именно вы забыли включить поворотник или выключить, именно вы резко затормозили…Часто мы срываемся, но забываем про то, что делаем ошибки тоже.

К сожалению, невозможно просмотреть на видео, как мы проехали тот или иной маршрут, и разобрать все свои ошибки, как это делают футболисты, просматривая матчи.

3. Третья причина раздражения — наши знаменитые российские дороги!

Среда, в которой приходится вращаться водителям, имеет огромное влияние на их настроение.

Например, со времен СССР улицы в большинстве городов довольно широкие, что провоцирует на обгоны и высокие скорости. Отсюда высокое нервное напряжение и раздражительность.

А вот в Европе ситуация другая. Улочки там узенькие, так что гонять и подрезать просто негде. Поэтому и агрессивных водителей намного меньше.

Что же делать?

Все эксперты в один голос твердят: агрессию на дороге и автохамов нужно просто игнорировать, ведь в их действиях нет абсолютно никакой логики. Поэтому начинать спорить и что-то доказывать нет смысла, вы только испортите себе настроение. А вот агрессор выпустит на вас пар и таким же манером поедет дальше.

И помните два простых правила. Это правило трех Д и трех П: «дай дорогу дураку» и «пойми, пропусти, помоги».

Видео об агрессии на дорогах и способах борьбы с ней:

Будьте вежливы и спокойны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта sochi-autolady.ru

16 октября, Плехов Константин
Теги: Вождение, Все обо всем, Дороги

Похожие статьи

Автомобильные жесты. Что они означают?
Автожесты на дороге
Прилегающая территория
Реагенты для дороги
Реагенты на дорогах вчера и сегодня