Платные дороги

В России наблюдается устойчивый рост числа транспортных средств (к концу 2010 году прогнозируется до 250-300 автомобилей на 1 тысячу жителей), и, соответственно, интенсивность использования дорожной сети повышается из года в год. Поэтому задачей номер один становится создание эффективной системы инвестирования в автодорожную отрасль. Одной из проблем, которая препятствует привлечению инвесторов и частного капитала к развитию строительства платных дорог, а также содержанию российских автомобильных дорог, является недостаточная разработанность отечественной законодательной базы. Между тем, в ведущих странах мира со всей наглядностью прослеживаются тенденции, предусматривающие поэтапный переход финансирования автодорог в сферу рыночных отношений.

Проверенное решение

В настоящее время перегруженность трасс наблюдается в крупных городах и на подъездах к ним, на отдельных участках федеральных автодорог в европейской части страны. Наибольшая потребность в платных дорогах сегодня ощущается на магистральных направлениях федерального значения в Московской и Ленинградской областях. Платные автомобильные дороги будут представлять собой высокоскоростные автомагистрали с отличным покрытием, соответствующим мировым стандартам. В большинстве случаев они будут короче существующих бесплатных. И другие их отличия — улучшенная организация движения путем устройства транспортных пересечений в разных этажных уровнях, а также повышение степени обеспечения безопасности движения. Указанные достоинства позволят водителям поддерживать постоянную высокую скорость и заметно сократить время в пути. Наряду с этим, предполагается комплексно развивать придорожную инфраструктуру, в том числе и автомобильный сервис.

Создание разветвленной сети платных автодорог является одним из стратегических путей, позволяющих повысить эффективность инвестирования в дорожную отрасль Российской Федерации. Применение платных автомобильных дорог объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, не изменяя уровень бюджетного финансирования, провести резкое увеличение пропускной способности в местах перегруженной инфраструктуры.
Во-вторых, не ликвидируя бесплатные автодороги, предоставить на платных трассах высокий уровень безопасности, комфорта и качества дорожного полотна.

Примеры запада и отдельные случаи России

Большинство зарубежных стран запада столкнулись с перегруженностью автодорог еще 40 лет назад. С тех пор власти проводили изучение проблем, оттачивали неточности разработанных мероприятий. Тем не менее, когда в 1960-м году на территории Франции была зафиксирована самая большая пробка, которая протянулась на расстояние в 175 км от Лиона до Парижа, люди были вынуждены жить в своих автомобилях несколько дней. Это событие стало потрясением для политической и социальной жизни Франции. Власти быстро провели ряд коренных изменений в транспортную составляющую, направляя огромные денежные средства на решение проблемы, строительство дорог и организацию дорожного движения.

Опыт платных дорожных объектов в России уже имеется. Так, 19 сентября 1998 года в Саратовской области у станции Зоринской на окраине Саратова, был открыт платный путепровод и, конечно же, как и все новое, столкнулся с множеством проблем. Как показали исследования, в первый месяц эксплуатации путепровода по нему в будни проходило 3000-3400 автомашин, а в выходные 5200-6200. Это составляет приблизительно 70 процентов общего транспортного потока. Именно такая цифра и была заложена в бизнес-плане проекта. Сбылись и финансовые прогнозы.

Размер месячной выручки, составил 411 тысяч рублей. Согласно оценкам Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при правительстве Саратовской области, коммерческая эксплуатация Зоринского путепровода дает финансовую возможность дополнительно ремонтировать до 20 км дорог Саратовской области в год.

Казалось бы, положительный результат, подтверждает жизненность идеи коммерциализации дорожной отросли России. Но не все так просто. Один из самых «больных» вопросов —плата за проезд. Сколько, с кого и каким образом? На основе тщательного социологического исследования цена проезда была установлена в зависимости от типа транспортного средства: легковые — 3, грузовые — 5, большегрузные автомобили — 10 и автобусы — 1 рубль. Часть пользователей с этим смирились, как и с тем, что путепровод эксплуатируется в режиме взимания платы со всех граждан, за исключением водителей специального транспорта (МВД, МЧС, пожарной охраны, «скорой помощи» и некоторых других спецслужб и силовых подразделений). Участникам движения была предложена новая, непривычная система проезда: остановка у шлагбаума, плата, ожидание открытия шлагбаума и т.д. Многие впервые столкнулись с такого рода сервисом. По разным причинам — от волнения или по неопытности — одни наезжали на шлагбаумы и ломали их, другие старались проскочить за впереди идущем транспортным средством, не произведя оплаты. Но шлагбаум закрывался, и как следствие — повреждение автомобиля и шлагбаума.

Преимущества платных дорог

Как правило, платные автомобильные дороги за рубежом создаются на наиболее важных и напряженных направлениях с высокой интенсивностью движения и имеют параметры автомагистралей с многополосной проезжей частью и разделительной полосой. Въезд и выезд автомобилей полностью контролируется, ведется регулярная проверка соблюдения всех норм безопасности. Все пересечения с автомобильными и железными дорогами выполняются в разных уровнях. Чтобы доехать от Парижа до немецкой границы, на оплату дороги надо потратить около 100 долл. США. Практически каждые 100 км — шлагбаум и касса.

Сейчас в мире 3% всех автодорог — платные. И нигде водители не проводят акций протеста. Условия их функционирования устраивают всех. Наряду с платным всегда есть альтернативный бесплатный проезд по обычной автодороге общего пользования в том же направлении.

Платные автомобильные дороги предоставляют пользователям ряд преимуществ:

  • они короче, чем автомобильные дороги общего пользования;
  • на платных автодорогах гарантируется безопасный режим следования;
  • устраиваются дополнительные заграждения от диких зверей, стад домашних животных, а также во избежание других непредвиденных ситуаций. Специальные службы безопасности патрулируют дороги с целью устранения иных препятствий для автомобильного движения;
  • на платных автодорогах — наиболее высокий скоростной режим автомобильного движения за счет постоянного поддержания дорожного полотна в эксплуатационном состоянии (отвод грязи, уборка снега и льда, дорожный подогрев и т.д.);
  • на таких дорогах предоставляется комфортный режим передвижения. Можно не только передвигаться без опасений по дорожному полотну, но и с дополнительным информационным, осветительным и иным предупредительным сервисным обслуживанием. Предоставление таких услуг носит непрерывный характер, хотя их потребление и непостоянно.

На видео показано мнение экспертов, депутатов и автомобилистов по поводу осуществления в жизнь проекта платных дорог России.

Отечественные планы

Самыми масштабными проектами платных дорог Российской Федерации в настоящее время являются:

  • строительство скоростной автомобильной магистрали «Москва — Санкт-Петербург»;
  • строительство «Центральной кольцевой автомобильной дороги» Московской области;
  • строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге;
  • строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной магистрали М-1 «Беларусь» Москва — Минск;
  • реконструкция, строительство и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках 21 км. — 117 км. в Московской и 330 км. — 464 км. в Липецкой областях.

На рисунке показаны автодороги Московского региона, обслуживающие автолюбителей, на платных основах.

Каким бы ни был уровень обеспечиваемой безопасности на дороге, никогда нельзя забывать о правилах дорожного движения. Соблюдайте их и будьте аккуратны. Удачи вам.

В статье использованы изображения с сайтов http://5wheels.ru и http://www.mirnov.ru

12 ноября, Плехов Константин
Теги: Автобан, Безопасность, Дороги

Похожие статьи

Как уберечь пешеходов?
За конфликты на дороге будут лишать прав
Как «читать» дорогу?
В России может появиться шумовая разметка
Альтернатива понятым