Как не попасть в лапы махинаторов при заправка автомобиля на АЗС

Российский рынок топливной розницы кажется до сих пор застрял в 90-х. И по качеству обслуживания, и по методам работы, а точнее способам обмана клиентов.

Про качество обслуживания в различных сетях АЗС мы говорить не будем – это разговор отдельной темы, причем сугубо субъективное отношение к клиенту отдельных сотрудников АЗС вряд ли составят картину о сети АЗС в целом.

Среди самых распространенных способов обмана, используемых на АЗС можно выделить:

  • недолив топлива с помощью накрутки счетного механизма;
  • разбавление топлива;
  • недолив топлива с помощью подсоса жидкости или воздуха.

Иногда, заправляясь на АЗС, мы замечаем, что заправляя в бак примерно одинаковое количество бензина, датчик топлива показывает разное количество. Первое, что приходит на ум – недолили топливо. Особенно часто это можно наблюдать на АЗС со старыми механическими или электромеханическими колонками.

Если мы замечаем недолив топлива несколько раз подряд, то начинаем заправляться на другой сети АЗС. Для нас (клиентов) недолив топлива – это прежде всего вина (недосмотр) самой сети. Большинство клиентов не подозревает, что практически на любой сети АЗС идет противоборство. С одной стороны, операторы АЗС и персонал стараются заработать на хищениях топлива, с другой – владелец АЗС и инженерный состав старается этого не допустить. Ситуация усугубляется тем, что стараясь скрыть хищения операторы смешивают топливо с непригодными для заправки жидкостями, попадание которых в двигатель автомобиля грозит поломками. Как мы уже сказали ранее особо подвержены махинациям топливораздаточные колонки старого образца – механические. Подкрутить механическое отсчетное устройство не составляет труда. Но к счастью АЗС с подобными колонками практически не осталось. Владельцы АЗС, сознавая, что такое явление как недолив топлива бьет прежде всего по их кошельку, стараются обновлять топливораздаточные колонки и системы учета и управления, чтобы не допустить махинаций. Современные производители выпускают довольно надежные колонки в этом отношении. Например, такие как топливораздаточная колонка Евролайн, компании «Айрон-Системс». Эти колонки имеют несколько уровней контроля расхода топлива, подкрутить счетный механизм тоже невозможно (просто нечего подкручивать – колонка с электронной юстировкой), электронная юстировка проводится на заводе-изготовителе, также происходит опломбирование устройств, при эксплуатации колонок повторные проверки проводятся раз в полгода государственным поверителем. Показатели электронной юстировки можно изменить только незначительно (в пределах погрешности зима-лето). Сделать это можно только пультом управления (пульт изготавливается специально под каждый экземпляр топливораздаточной колонки, пульт от другой колонки не подходит), который хранится у владельца АЗС, при этом необходимо сорвать пломбу государственной поверки. Таким образом внести изменения в настройки топливной колонки могут только владелец ТРК в присутствии государственного поверителя и сотрудника сервисной службы, проводящего юстировку.

Такие ТРК с электронным управлением пришли на смену механическим устройствам, их механизм не допускает колебаний при дозировке, поэтому точность отпуска топлива остается на высоком уровне практически при любых колебаниях температуры, в устройстве есть температурный компенсатор, показания автоматически корректируются в зависимости от температуры.

Второй способ хищений топлива выглядит примерно так: из резервуара хранения топлива оператором АЗС незаконно сливается некоторое количество бензина для последующей продажи, взамен выкаченного топлива в резервуар закачивается дешевая жидкость (вплоть до воды). Рассмотрим варианты противодействия таким махинациям на примере все тех же топливораздаточных колонок Евролайн (ТМ Цертус). Данный вид махинаций сложно поддается выявлению, так как вроде все на месте – уровень в норме, но обнаружить такие хищения все-же можно.

В случае с топливной колонкой Евролайн это происходит так. ТРК Евролайн имеет три системы контроля за количеством топлива в резервуарах, причем контроль ведется в непрерывном режиме.

Первая система контроля заключается в контроле на уровне суммарного счетчика топливной колонки (ТРК). То есть, если АЗС отпустила 2000 литров, показания суммарного счетчика увеличатся на эту же величину. Данные хранятся в энергонезависимой памяти в виде журнала, вмешательство куда невозможно.

Второй уровень контроля реализован в виде электронного уровнемера. Непрерывно сверяются показания, поступающие от счетчика ТРК и уровнемера при различии в показаниях подается соответствующий сигнал (можно настроить любым способом, на пульт охраны, смс владельцу или ответственному лицу, емайл, звонок). То есть слить топливо просто так не получиться, даже малейшее изменение уровня зафиксируется и в случае расхождения в показаниях с суммарником будет обнаружена кража.

Третий уровень контроля заключается в контроле по кассе. Все изменения запасов топлива должны совпадать с отражением в кассовом учете, малейшие расхождения также не допускаются.

Наконец рассмотрим третий вариант обмана клиентов с помощью организации, так называемого подсоса жидкости или воздуха. Этот тип махинаций является самым сложным в исполнении и требует определенных знаний. Наверно все из нас иногда сталкивались с ситуацией, когда при заправке автомобиля постоянно отщелкивается топливораздаточный пистолет, с трудом заправляем автомобиль, постоянно придерживая курок пистолета, а потом оказывается, что топлива в баке недолито на приличную сумму. Смысл махинации заключается в том, чтобы организовать такое приспособление, которое во включенном состоянии, при движении топлива по гидравлике топливораздаточной колонки будет подсасывать воздух в топливную магистраль. Воздух также, как и жидкость имеет объем и будет учитываться измерителем объема при измерении количества отпущенного топлива.

Противостоять махинациям данного рода можно проверяя налив топлива на наличие пузырьков в индикаторе воздуха ТРК(прозрачное окошко с топливом), для владельца обязательно проведение еженедельного и ежемесячного технического обслуживания. Дело в том, что большинство моноблоков ТРК имеют в устройстве разделительную камеру, которая отделяет воздух от жидкости, и использовать данный вид махинаций можно только при преднамеренном выведении разделительной камеры из строя (например, путем перекрытия отводящего воздух патрубка). Топливораздаточный пистолет также имеет в своем составе механизм, который блокирует подачу через устройство воздуха (собственно, именно поэтому мы наблюдаем постоянное срабатывание курка пистолета, о чем писали раньше), и при нормальной, исправной работе пропускать воздух не должен (имеется клапан, который срабатывает, если нет подпора давления жидкости). Таким образом проведение периодических проверок (вовремя ТО) позволяет устранить неисправности или намеренное выведение оборудования из строя и предотвратить данный вид махинаций.

Рекомендации для автомобилистов, как не дать себя обокрасть:

  • выбрать заправку, где вы считаете, что не обманывают и стараться заправляться в одном месте. Можно сделать проверку АЗС для себя — набрать в канистру и измерить объем. Температурный коэффициент будет не учтен, но отклонение в сто миллилитров обнаружить можно;
  • летом, по-возможности, заправляться утром, когда топливо не нагрелось. Если заправляться теплым бензином, то, возможно, и получится 10 литров, но граммов будет меньше, значит, проедете авто километров меньше.
  • заправляться с колонки, где только что заправлялся другой автомобиль. При этом магистраль будет прокачана. Приходилось наблюдать, когда после паузы колонка недоливала, но при постоянном проливе (автомобили стоят на АЗС в очереди) количество заправляемого топлива было в норме (вариант махинации с подсосом воздуха в магистраль).
  • проверяйте во время заправки пластиковое окошечко, через которое топливо поступает в бак. Если есть пузырьки — вместо топлива вы платите за воздух.
  • Заправляйтесь на цивилизованных АЗС (внешний вид тоже может подсказать правильный выбор).
30 марта, Рекламная статья