Что такое пассивная безопасность?

Пассивной безопасностью принято считать свойство ТС снижать тяжесть последствий от различного рода ДТП. Пассивная безопасность, по словам инструкторов по вождению, проявляется в тот момент, когда водитель принимает все меры безопасности, какие только возможно, а вот изменить характер движения авто и предотвратить аварию не в силах.

Два вида пассивной безопасности

Как известно, современный автомобиль в своем арсенале имеет целый ряд средств, которые помогают избежать трагедии. Сюда относятся ремни безопасности, деформируемые зоны, подушки и т.д.

При обучении вождению будущий водитель должен запомнить, что есть два вида пассивной безопасности: внутренняя и внешняя.

В первом случае безопасность снижает травматизм водителя, пассажиров, обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Внешняя снижает возможность нанесения различного рода повреждений другим лицам, например, пешеходам. Часто используют такой термин, как «агрессивность» машины. Это термин обратный внешней пассивной безопасности авто. Рассмотрим эти виды безопасности подробней.

Из чего состоит внутренняя безопасность?

Она достигается внутри машины: убираются острые и выступающие углы, ручки, устанавливаются соответствующие зеркала и бампера.

Ремни безопасности являются действенным внутренним средством защиты при ДТП, несмотря на то, что ремням уже много лет, в целом их конструкция не меняется, но регулярно улучшается и совершенствуется.

Вторым значимым средством можно назвать автомобильные подушки безопасности. Однако нужно отметить, что подушки безопасности работают эффективно лишь в комплексе с автомобильными ремнями безопасности, то есть если человек не пристегнут, то подушки могут нанести ему различные травмы.

Кузов — главное средство защиты

Еще одно средство внутренней безопасности, причем самое основное, — это кузов. Считается, что чем больше кузов, тем машина безопаснее.

Современные кузова проектируются таким образом, чтобы при аварии снизить скорость замедления авто и погасить энергию удара именно за счет кузова.

Чтобы уберечь водителей и пассажиров, проектируются специальные решетки безопасности, отгораживающие салон от двигательного отсека. Вокруг салона машины создается своеобразный каркас, который при ДТП остается целым, при этом сохраняя внутреннюю зону автомобиля, например, при его переворачивании.

Выходит, что кузов должен быть одновременно податливым и жестким. Так вот, жесткий — это каркас «жилой» зоны, где находятся пассажиры и водитель, то есть при ударе эта зона деформируется последней. Так называемая силовая «клетка» салона авто изготавливается из стали (сверхпрочной), а в дверях стоят мощные брусья, которые не дают им сминаться. Податливыми делают специальные области, и за счет их деформации скорость будет гаситься. Багажник и моторный отсек — это зоны запрограммированной деформации. Именно данные зоны деформируются в первую очередь, таким образом, принимая на себя основную силу удара.

Инновации в сфере безопасности

Автомобили делают таким образом сравнительно недавно. Ранее машины мялись равномерно, то есть страдал и салон, и кузов. У современных машин, попавших в ДТП, обычно передняя часть разбита сильно, а вот салон цел.

В борьбе за безопасность человека «надувные технологии» ушли далеко за пределы салона автомобиля.

В случае наезда на пешехода внешние подушки безопасности раскрываются там, где наиболее вероятен контакт человека с поверхностью авто, например, у кромки капота или перед бампером. Кстати, капоты сегодня тоже проектируют особым образом. К примеру, оснащают их пиротехникой, чтобы они максимально безвредно «принимали» на себя пешеходов.

Биомеханика стандартных видов ДТП

При наиболее тяжелых авариях (опрокидывание, столкновение с другим ТС, наезды на какие-либо неподвижные препятствия) происходит первичный удар, то есть в первую очередь деформируется кузов авто. При этом кинетическая энергия машины тратится на деформацию и поломку деталей. Что касается человека внутри транспортного средства, то он по инерции продолжает движение, причем с прежней скоростью. Те силы, которые удерживают тело человека (трение о сиденье, усилие мышц конечностей), очень малы, если сравнивать их с инерционными нагрузками. Таким образом, они не в силах препятствовать перемещению.

В случае, когда у человека происходит контакт с деталями авто (например, с рулевым колесом, ветровым стеклом, панелью приборов и т.д.), идет вторичный удар, его параметры зависят от замедления и скорости автомобиля, от механических характеристик деталей, от перемещения тела человека.

Если скорость машины была очень высокая, то может иметь место и третичный удар, когда повреждаются внутренние органы человека (к примеру, сердце, печень, мозг, селезенка и др.) о твердые зоны скелета.

Пример из жизни

В 1994 году разбился легендарный пилот Формулы-1 Айртон Сена. Он находился в прочном монококе и не получил внешних травм, опасных для жизни. Пилот Формулы умер от многочисленных повреждений головного мозга и внутренних органов, которые были вызваны перегрузкой. Кстати, монокок остался почти цел. Как говорят эксперты, пилота убило практически мгновенное снижение скорости с 300 километров в час до абсолютного нуля. Как показывает статистика, при скоростях, распространенных на наших дорогах, большую часть травм пассажиры и водители получают как раз во время вторичного удара.

Отметим, что для внутренней пассивной безопасности наибольшее значение имеют столкновения ТС с неподвижным препятствием. Что касается внешней безопасности, то это наезды на пешеходов.

Видеоматериал о том, как срабатывает боковая подушка безопасности:

Будьте аккуратны и внимательны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта autoweek.ru

26 июня, Плехов Константин
Теги: Безопасность, Вождение, ДТП, Мастерство

Похожие статьи

Причины серьезных аварий на дорогах
Чем опасен телефон за рулем?
Средства безопасности в автомобиле
Так ли нужен ремень безопасности?
Слепая зона автомобиля