Концерны Ford Motor Со. и PSA Peugeot-Citroen

Разработка современного двигателя, особенно дизельного, — процесс чрезвычайно дорогостоящий. Поэтому неудивительно,что «Ford» и PSA выбрали путь интеграции усилий. Правда, сотрудничают они в этой области уже давно. Первый этап кооперации, начавшийся в 1998 году, обернулся в 2001-м четырехцилиндровым 16-клапанным турбодизелем с Common Rail объемом 1399 куб. см, который получили Ford Fiesta и Fusion, Peugeot 206 и 307, Citroen С2 и СЗ. Частично этот этап способствовал разработке и 1590-кубового мотора, также нашедшего применение во многих моделях обоих концернов. А в начале 2003 года на рынок вышел турбодизель объемом 1998 куб. см.

Если в первых двух этапах лидирующую роль в инженерных разработках играл «PSA Peugeot-Citroen», то на третьем эстафету приняла Ford Motor Co. 

Впервые показанный ею в июне 2003-го работающий на солярке 24-клапанный V6 объемом 2720 куб. см сперва стали устанавливать на Jaguar S-Туре и Peugeot 607, затем на Land Rover Discovery, Range Rover Sport и Jaguar XJ, а теперь еще и на Peugeot 407 Coupe и Citroen Сб. А нынче завершился четвертый этап «дизельного альянса». Однако речь идет уже не об одном отдельно взятом силовом агрегате, а о целых двух семействах высокотехнологичных, малошумных, экономичных и экологичных (Евро 4) турбодизелей. И главными игроками на этом поле стали крупнейшие в Европе моторные заводы: фор-довский в Дэгенхеме под Лондоном, в графстве Эссекс, и пежо-ситроеновский в Тремери, во французской провинции Мозель. На обоих планируют выпускать по 200 тыс. новых дизелей в год. И даже несмотря на кооперацию, общие инвестиции в четвертый этап альянса составили 332 млн евро. 

Ведущую роль в конструировании мотора для коммерческих автомобилей сыграли британские инженеры «Ford» из «Dagenham Diesel Centre», но специалисты PSA принимали непосредственное участие в каждом его этапе. Такой обоюдный интерес не случаен: в прошлом году 98% проданных в Евросоюзе среднетоннажных фургонов и грузовиков марок «Ford», «Peugeot» и «Citroen» были дизельными. С обеих сторон в этот проект инвестировано 120 млн евро. 

В результате новый 16-клапанный четырехцилиндровый турбодизель с системой Common Rail при одном рабочем объеме 2198 куб. см может существовать в пяти вариантах мощности и крутящего момента: 85 л.с. (250 Нм), 100 л.с. (250 Нм), 110 л.с. (285 Нм), 130 л.с. (310 Нм). Возможно что какой-то из этих двигателей установят в будущем на новую Нива Шевроле 2016 года, т.к. вопрос об установке дизельного силового агрегата Шеви остаётся открытым. Напомним что Niva Chevrolet II начнёт выпускаться в конце 2015 года GM АвтоВАЗ, а бензиновый атмосферный двигатель для неё разработан совместно с концерном PSA Peugeot-Citroen На версиях малой и средней мощности применен нагнетатель с постоянной геометрией воздушного тракта, а максимальной — с изменяемой. 

В первом случае такое решение удешевляет мотор, делая его конкурентоспособным, во втором повышает тягу на низах. Помимо этого, в новом коммерческом турбодизеле применено много других технологических новинок. Двухэтапный впрыск топливной смеси в камеру сгорания, состоящий из пилотной и основной порций (от наличия пилотной во многом зависят шумность мотора и количество в отработавших газах «грязи»), заменен пятью мелкими инъекциями в течение одного полного рабочего хода поршня, что, помимо прочего, тоже повышает эластичность мотора. В выпускном коллекторе применена управляемая электроникой система рециркуляции отработавших газов е-EGR (Exhaust Gas Recirculation), снижающая их температуру. Предусмотрен и противосажевый фильтр. В итоге в выхлопе этого мотора по сравнению с аналогами содержится вполовину меньше окиси азота и на 20% — углекислого газа, а количество частиц сажи снижено на 40%. Для сравнения у нового Volvo XC90 2015 выбросы в атмосферу ядовитого CO составляют всего 60 грамм на один километр пробега. Пять версий этого двигателя, к выпуску которого приступили в Дэгенхеме (200 тыс. в год), получат в 2006 году Ford Transit, Peugeot Boxer и Citroen Jumper. 

Бензиновые легковые автомобили в Европе тоже сдают позиции: уже 44% из них — дизельные, а в Австрии, Франции и Бельгии доля дизельных легковушек превысила 55%. Поэтому создание мотора, способного конкурировать с 2,5-литровы-мидизелями, устанавливаемыми на автомобили конкурентов среднего и бизнес-классов, стало не менее актуальным. Причем особое внимание уделялось не только разработке экономичного и «чистого» силового агрегата меньшего литража, но и мотора повышенной пассивной безопасности. Да-да, теперь и об этом думают в Европе! 

Новый четырехцилиндровый 2178-кубовый турбодизель HDi/TDCi с системой Common Rail для легковых машин разработал концерн PSA. Этот ) мотор предназначен для поперечного размещения в моторном отсеке. И если , раньше блок цилиндров«легковых» турбодизелей PSA был отклонен на 25 назад и его нижняя часть под капотом углом выпячивалась вперед, а сверху была «нахлобучена» топливная аппаратура, то теперь блок поставили вертикально, а аппаратуру, понизив высоту мотора на 40 мм, «спрятали» за ним. Двигатель вышел очень компактным! А сзади разместились в том числе две поставленные рядом бок о бок маленькие турбинки одинакового диаметра, составляющие одно из главных ноу-хау этого мотора - систему PSDT (Parallel Seguential Dual Turbo). Они способны работать вместе и раздельно, и максимальный крутящий момент 400 Нм достигается уже при 1750 об/мин! Этот двигатель может комплектоваться и одной такой турбинкой (только с изменяемой геометрией ; воздушного тракта), в результате чего его мощность варьируется от 156 до 170 л.с. 

Кстати, «легковой» 2,2-литровый турбодизель вовсе не планировался во время подписания первого договора между «Ford»—PSA в 1998 году. Его дебют стал свидетельством высокой эффективности этой кооперации, позволившей выделить на конструирование «свободные» средства в размере 127 млн евро и еще 85 млн — на подготовку производства. И вышел прямо передовой дизель! Давление в рампе достигает 1800 бар против 1350 у первых моторов «Ford» — PSA. Пьезоэлектрические форсунки Bosch делают шесть микроинъекций топливной смеси в камеру сгорания в течение одного полного рабочего хода поршня. Благодаря особой конфигурации камеры сгорания, названной системой ECCS (Extreme Conventional Combustion System), снижена степень сжатия (16,6:1), что способствует образованию однородной топливно-воздушной смеси и более полному ее сгоранию. Полый коленвал (патент PSA) уменьшает шумность мотора на 3 дБ, а два уравновешивающих вала гасят вибрации до минимума. Двигатель оснащен новым высокоэффективным противосажевым фильтром. Мотор получился на 30% «чище» 2,5-литровых аналогов, а его тяговитость по сравнению с мотором-предшественником увеличилась на 25%. Турбодизель скоро появится на многих легковых Ford, Peugeot и Citroen, и один из вероятных кандидатов — Ford Focus. Делать новое «легковое» семейство моторов (тоже 200 тыс. ежегодно) уже начали в Тремери. 

С 2002 до конца нынешнего года альянс «Ford» — PSA должен выпустить 4 млн моторов, что выведет его в мировые лидерыпо производству дизелей.

17 февраля, Рекламная статья